Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2003 г. N 53-Г03-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Рассмотрела в судебном заседании от 18 марта 2003 г. гражданское дело по заявлению заместителя Генерального прокурора РФ о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 5 закона Эвенкийского автономного округа N 55 от 06.05.1997 года "О порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории Эвенкийского автономного округа" по кассационным жалобам Законодательного Собрания (Суглана) и Администрации Эвенкийского автономного округа на решение Красноярского краевого суда от 4 января 2003 г.
Заслушав доклад судьи К., выслушав мнение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия установила:
заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статью 5 закона Эвенкийского автономного округа N 55 от 06.05.1997 года "О порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории Эвенкийского автономного округа", ссылаясь на то, что указанная норма, устанавливает плату за перевод жилых помещений в нежилые на территории Эвенкийского автономного округа (ЭАО), что противоречит статьям 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Представители Законодательного Собрания (Суглана) и Администрации Эвенкийского автономного округа возражали против заявления прокурора. Красноярский краевой суд решением от 04.01.2003 г. признал противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу статью 5 закона Эвенкийского автономного округа N 55 от 06.05.1997 года "О порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории Эвенкийского автономного округа".
В кассационных жалобах Законодательное Собрания (Суглан) и Администрация Эвенкийского автономного округа просят об отмене решения, указывая, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к их удовлетворению.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2128-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, если это определено данным Кодексом.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансирования обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Оспариваемая прокурором статья закона округа вводит платежи, которые соответствуют всем признакам налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ (обязательны, индивидуально безвозмездны, представляют собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования местного бюджета).
Пункт 2 статьи 18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержит запрет на введение органами государственной власти всех уровней дополнительных налогов и обязательных отчислений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разрешая заявление прокурора, суд правильно руководствовался положениями указанных выше правовых норм и обоснованно пришел к выводу о противоречии оспариваемой статьи закона округа Федеральному законодательству.
Ссылка в жалобе на то, что данное заявление подлежало рассмотрению в арбитражном суде несостоятельна.
Согласно пункту 1 статьи 29 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности могут быть отнесены к компетенции арбитражного суда, если об этом прямо указано в федеральном законе.
Федерального закона, который относил бы к компетенции арбитражных судов оспаривание таких нормативных актов субъекта РФ нет, в связи с чем судом правомерно рассмотрено заявление прокурора об оспаривании указанного выше нормативного акта.
Несостоятельна и ссылка в жалобе на то, что в судебном заседание участвовал прокурор, без надлежаще оформленных полномочий, т.к. прокурор участвовал в судебном заседании на основании поручения, выданного заместителем Генерального прокурора РФ.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.
Нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Красноярского краевого суда от 4 января 2003 года оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательного Собрания и Администрации Эвенкийского автономного округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2003 г. N 53-Г03-2
Текст определения официально опубликован не был