Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. N 82-Г03-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 4 февраля 2003 г. кассационную жалобу Курганской областной Думы на решение Курганского областного суда от 6 декабря 2002 г. по заявлению прокурора Курганской области о признании Закона области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" частично противоречащим федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи В.В.П., объяснения представителя Курганской областной Думы П. и прокурора В.Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия установила:
2 июля 2002 г. законом Курганской области были внесены изменения в Закон области от 20.11.95 г. "Об административных правонарушениях на территории Курганской области", ст.ст. 28-34 которого определен порядок создания административных комиссий муниципальных образований Курганской области по рассмотрению дел об административных правонарушениях на территории Курганской области.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании данных статей закона недействующими и не подлежащими применению ввиду их несоответствия требованиям федерального законодательства.
Решением Курганского областного суда от 6 декабря 2002 г. заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Курганская областная Дума, оспаривая законность решения по мотивам неправильного применения и толкования норм материального права, просит о его отмене и вынесении по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Обсуждая заявленное прокурором требование, суд правомерно пришел к выводу, что ст.ст. 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 главы 3 Закона Курганской области от 20.11.95 г. "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" в редакции Закона области от 03.07.02 г. противоречат федеральному законодательству Российской Федерации, ст. 22.1 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, ст.ст. 1, 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 5, 6, ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 03.07.02 г." имеется в виду "от 02.07.02 г."
Согласно данному законодательству административные комиссии создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являются исполнительными его органами и находятся в системе его органов; в компетенцию органов государственной власти создание каких-либо органов местного самоуправления не входит.
Следовательно, возложение оспариваемыми нормами закона на органы местного самоуправления обязанности по созданию административных комиссий свидетельствует о превышении законодательной (представительной) властью области своих полномочий и незаконном вмешательстве в деятельность органов местного самоуправления, запрещенного ст.ст. 130, 131 Конституции Российской Федерации.
Более того, в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями одновременно должен быть решен вопрос и о финансовой обеспеченности передаваемого полномочия (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и названного выше федерального законодательства).
Между тем, как обоснованно указано судом, передача необходимых материальных и финансовых средств в данном случае законодателем не была предусмотрена.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, нормы материального права применены правильно и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые были предметом судебного обсуждения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курганского областного суда от 6 декабря 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Курганской областной Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. N 82-Г03-3
Текст определения официально опубликован не был