Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N 32-П03ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации З.А.Г. на приговор Верховного суда Коми АССР от 6 июня 1942 года, по которому
Ш.М.Д., 1914 года рождения, уроженец с. Дорофеевка Коломенского района Харьковской области, неоднократно судимый, последний раз - 29 декабря 1941 г. по п. "г" ст. 162 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы; с присоединением не отбытого наказания по предыдущему приговору окончательно определено 4 года и 2 месяца лишения свободы,
осужден по ст.ст. 19, 136 (без указания пункта и части) УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы и по ст. 58-14 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, по совокупности совершенных преступлений - к высшей мере наказания - расстрелу;
К.И.Н., 1917 года рождения, уроженец с. Калиновка Пачомского района Тамбовской области, неоднократно судимый, последний раз - 25 ноября 1941 г. по п. "д" ст. 162 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы,
осужден по ст. 58-14 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 4 июля 1942 года приговор в отношении Ш.М.Д. оставлен в силе, а в отношении К.И.Н. изменен: высшая мера наказания - расстрел заменена ему 10 годами лишения свободы.
В протесте предлагается судебные решения в отношении Ш. в части осуждения его по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР отменить и дело прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления. Те же судебные решения в отношении Ш. в части осуждения его по ст. 58-14 и ст.ст. 19, 136 УК РСФСР и К. в части осуждения его по ст. 58-14 УК РСФСР изменить. Их действия со ст. 58-14 УК РСФСР переквалифицировать на ч. 1 ст. 82 УК РСФСР, по которой назначить 3 года лишения свободы каждому. Снизить наказание Ш. по ст.ст. 19, 136 УК РСФСР до 8 лет лишения свободы. По совокупности преступлений назначить Ш. 8 лет лишения свободы. Исключить из судебных решений осуждение Ш. и К. за отказы от работы. С частичным присоединением не отбытого наказания по предыдущим приговорам окончательно назначить Ш.М.Д. 10 лет лишения свободы, К.И.Н. - 7 лет лишения свободы. В остальном судебные решения оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Л.В.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
осужденные признаны виновными в том, что, отбывая наказание в Верхне-Чевской ИТК НКВД Коми АССР, систематически совершали противогосударственные преступления.
В марте 1942 года Ш. в бараке во время развода заключенных на работу стрелком ВОХРа П.И.И. отказывался выйти на работу, угрожал работникам ИТК приходом Гитлера. В апреле 1942 г. Ш. в помещении изолятора то же самое высказывал в присутствии Б.А.Ф.
11 мая 1942 года Ш.совершил покушение на убийство В.Е.Ф.
12 мая 1942 года Ш. вместе с К. совершили побег с целью уклонения от дальнейшего отбывания наказания, но принятыми мерами розыска 13 мая 1942 года были задержаны.
Кроме того, Ш. и К. систематически отказывались от работы, не имея на это никаких причин: Ш. за 5 месяцев имел 67 отказов от работы, К. в марте и апреле 1942 года имел 22 отказа от работы.
Судебные решения в части осуждения Ш. по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР подлежат отмене, а в части осуждения их по ст. 58-14 УК РСФСР - изменению по следующим основаниям.
В высказываниях Ш. не содержалось призывов к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или совершению отдельных контрреволюционных преступлений в военной обстановке, поэтому в его действиях нет признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР.
Факты отказов от порученной работы Ш. и К. признали, они также подтверждены материалами дела.
Однако, учитывая, что отказ заключенного от работы являлся нарушением порядка и условий отбывания наказания, за что виновный мог нести только дисциплинарную ответственность, осуждение Ш. и К. за эти действия следует признать необоснованным.
Вина осужденных в совершении побега из места лишения свободы установлена.
Суд правильно установил фактические обстоятельства совершенного Ш. и К. побега, но их действия необоснованно квалифицировал по ст. 58-14 УК РСФСР как контрреволюционный саботаж. В материалах дела не содержится доказательств наличия у осужденных умысла на ослабление власти правительства и деятельности государственного аппарата, поэтому их действия следует квалифицировать поч. 1 ст. 82 УК РСФСР.
В связи с чрезмерной суровостью наказание Ш. за покушение на убийство следует смягчить до 8 лет лишения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Верховного суда Коми АССР от 6 июня 1942 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 4 июля 1942 года в отношении Ш.М.Д. в части осуждения его по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР отменить и дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.
Те же судебные решения в отношении Ш.М.Д. в части осуждения его по ст. 58-14 и ст.ст. 19, 136 УК РСФСР и К.И.Н. в части осуждения его по ст. 58-14 УК РСФСР изменить. Их действия со ст. 58-14 УК РСФСР переквалифицировать на ч. 1 ст. 82 УК РСФСР, по которой назначить 3 года лишения свободы каждому.
Снизить наказание Ш. по ст.ст. 19, 136 УК РСФСР до 8 лет лишения свободы. По совокупности преступлений назначить Ш. 8 лет лишения свободы.
Исключить из судебных решений осуждение Ш. и К. за отказы от работы.
С частичным присоединением не отбытого наказания по предыдущим приговорам окончательно назначить Ш.М.Д. 10 лет лишения свободы, К.И.Н. - 7 лет лишения свободы.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N 32-П03ПР
Текст постановления официально опубликован не был