Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 июня 2003 г. N 344-П03ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.В.В. на приговор Кировского областного суда от 20 июля 2000 года, по которому
К.Д.М., родившийся 11 января 1977 года в г. Норильске Красноярского края, судимый 20 декабря 1999 года по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год,
осужден:
- по ч. 1 ст. 213 УК РФ к 1 году лишения свободы;
- по п.п. "а, в, д, и" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 16 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 16 лет 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору от 20 декабря 1999 года отменено и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено 17 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Постановлено взыскать с К. в пользу Г.С.В. в счет возмещения ущерба 1900 руб. и в счет компенсации морального вреда 100.000 руб.
Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2000 года приговор оставлен без изменения.
В надзорном представлении поставлен вопрос об исключении из приговора указания о назначении наказания по совокупности приговоров, указания о признании в действиях осужденного особо опасного рецидива.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С.Ю.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего надзорное представление, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
К. признан виновным в хулиганстве и в умышленном убийстве двух лиц, находившихся в беспомощном состоянии, из хулиганских побуждений, с особой жестокостью.
Преступления совершены при следующих обстоятельствах.
24 декабря 1999 года, около 24 часов, в поселке Первомайском Кировской области К. познакомился с Р., вместе с ним пришел к супругам Г., где они распивали спиртное.
Через некоторое время ввиду позднего времени хозяева предложили К. идти домой. Когда Р. вышел на лестничную площадку проводить К., тот из хулиганских побуждений стал избивать Р., нанес потерпевшему многочисленные удары кулаками и ногами по туловищу и голове, причинив ссадины и кровоподтеки.
Затем К. вернулся в квартиру и стал избивать престарелых инвалидов, супругов Г., нанес им многочисленные удары кулаками, ногами, бутылками, костылем и не установленными предметами, имеющими острую режущую часть. В результате избиения Г.Р.И. скончалась на месте происшествия, а Г.В.Д. - 30 декабря в больнице.
Продолжая хулиганские действия, К. умышленно уничтожил имущество Г.: мебель, посуду, люстру, радио, причинив материальный ущерб на сумму 1900 рублей.
После этого К. стучал ногами в двери соседних квартир, угрожал жильцам, нанес побои сыну потерпевших Г.С.В. и его жене, после чего был задержан работниками милиции.
В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, не оспаривая правильности квалификации действий осужденного К., отмечает, что в силу акта амнистии К. подлежал освобождению от наказания по предыдущему приговору, в связи с чем назначение ему наказания по правилам ст. 70 УК РФ и признание в его действиях особо опасного рецидива преступлений является необоснованным.
Президиум находит надзорное представление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" лица, условно осужденные, подлежат освобождению от наказания.
Действие названного пункта не распространяется лишь на лиц, перечисленных в п. 12 указанного постановления. Других ограничений для освобождения от наказания условно осужденных лиц, в том числе связанных с совершением нового преступления, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах на момент вступления в силу акта об амнистии препятствий к освобождению К. от условного наказания, назначенного ему по приговору от 20 декабря 1999 года, не имелось.
Поскольку К. подлежал освобождению от наказания, то в силу ч. 2 ст. 86 УК РФ все правовые последствия, связанные с указанной судимостью, должны быть аннулированы.
Поэтому из судебных постановлений следует исключить указания об отмене на основании ч. 5 ст. 74 УК РФ условного осуждения К. по первому приговору, определении ему окончательного наказания по совокупности приговоров, а также о наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений и признании данного обстоятельства отягчающим его наказание. Кроме того, подлежит исключению ссылка на п. "в" ч. 3 ст. 18 и ч. 2 ст. 68 УК РФ при назначении К. наказания. Отбывать наказание К. должен в исправительной колонии строгого режима.
С учетом характера и степени общественной опасности содеянного осужденным Президиум не находит оснований для смягчения наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.В.В. удовлетворить.
2. Приговор Кировского областного суда от 20 июля 2000 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2000 года в отношении К.Д.М. изменить: исключить указания об отмене в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 74 УК РФ, условного осуждения по предыдущему приговору и о присоединении на основании ст. 70 УК РФ наказания, назначенного по приговору от 20 декабря 1999 года, указание о наличии в действиях осужденного особо опасного рецидива и признании его отягчающим наказание обстоятельством, а также ссылку на п. "в" ч. 3 ст. 18 и ч. 2 ст. 68 УК РФ при назначении наказания. Для отбывания наказания определить исправительную колонию строгого режима.
В остальной части судебные решения в отношении К., осужденного по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 213 ч. 1 и 105 ч. 2 п.п. "а, в, д, и" УК РФ, к 16 годам 6 месяцам лишения свободы оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 июня 2003 г. N 344-П03ПР
Текст постановления официально опубликован не был