Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 9 июля 2003 г. N 441-П03
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Н.Р.Л. на приговор Верховного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2000 года, по которому
Н.Р.Л., 1 ноября 1976 года рождения, уроженец с. Тумутук Азнакаевского района Республики Татарстан, судимый 28 мая 1999 года по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, в" УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 года
осужден:
- по ст. 105 ч. 2 п.п. "к, н" УК РФ к 16 годам лишения свободы;
- по ст. 167 ч. 2 УК РФ к 4 годам лишения свободы.
По совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ к 17 годам лишения свободы.
В соответствии со ст. 74 ч. 5 УК РФ условное осуждение по приговору от 28 мая 1999 года отменено и по совокупности приговоров, согласно ст. 70 УК РФ, окончательно назначено 18 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
В силу ст. 18 ч. 3 п. "в" УК РФ в действиях Н.Р.Л. признан особо опасный рецидив преступления.
В соответствии со ст. 97 ч. 1 п. "г", ст. 99 ч. 2 УК РФ Н.Р.Л. назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра от алкоголизма.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2000 года приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденного Н. поставлен вопрос об исключении из судебных решений указания о применении ст. 70 УК РФ, а также о смягчении ему меры наказания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Е.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего доводы жалобы, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
согласно приговору, 17 августа 1999 года, около 22 часов, Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел в дом своего деда Х.И.Н. и бабушки Х.Ф.Ф. и стал требовать, чтобы они переписали дом на его имя. Когда Х. отказался это сделать, между ним и Н. возникла ссора, в ходе которой осужденный, с целью убийства нанес Х. не менее 4 ударов руками и ногами по голове, груди и животу, причинив закрытую травму головы, от чего потерпевший скончался на месте. После того, как Х. сказала Н. о том, что заявит о совершенном им преступлении в милицию, он, желая скрыть убийство Х., умышленно, с целью убийства нанес Х. не менее 2 ударов табуретом по голове, от полученных повреждений потерпевшая скончалась. После этого Н. с целью скрыть совершенные преступления поджег дом и скрылся. Вследствие возникшего пожара дом Х. пришел в негодность и тем самым им причинен значительный ущерб на сумму 28011 рублей.
В надзорной жалобе осужденный Н. просит исключить указание о применении ст. 70 УК РФ и снизить наказание, поскольку по первому приговору он подпадал под акт об амнистии от 26 мая 2000 года.
Изучив надзорную жалобу и проверив материалы дела, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с п. 6 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" лица, условно осужденные, подлежат освобождению от наказания.
Действие названного пункта не распространяется лишь на лиц, совершивших преступления, перечисленные в п. 12 указанного постановления, других ограничений для освобождения лиц, осужденных условно, постановлением не предусмотрено.
Не является таким препятствием и совершение нового преступления в течение установленного судом испытательного срока.
Поскольку по приговору от 28 мая 1999 года Н. осужден по п.п. "а, в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год, он подлежал освобождению от наказания.
В связи с этим из судебных решений надлежит исключить указание об отмене условного осуждения и применении к осужденному ст. 70 УК РФ.
В качестве обстоятельства, отягчающего наказание Н., суд признал рецидив преступлений и не применил положения ст. 62 УК РФ.
С учетом вносимых в приговор изменений у осужденного отсутствуют обстоятельства, отягчающие наказание.
В то же время суд признал в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, явку с повинной.
При таких данных Президиум находит возможным назначить Н. наказание в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 62 УК РФ.
Руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорную жалобу Н.Р.Л. удовлетворить.
2. Приговор Верховного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2000 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2000 года в отношении Н.Р.Л. изменить, исключить указание об отмене условного осуждения в соответствии со ст. 74 ч. 5 УК РФ и назначении наказания, согласно требованиям ст. 70 УК РФ, а также о наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений.
Снизить Н. наказание, назначенное по пп. "к, н" ч. 2 ст. 105 УК РФ, до 15 лет лишения свободы, и по ч. 2 ст. 167 УК РФ, - до 3 лет лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности совершенных преступлений назначить Н. 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 9 июля 2003 г. N 441-П03
Текст постановления официально опубликован не был