Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N 44-П03ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации З.А.Г. на приговор постоянной сессии Красноярского краевого суда при Краслаге НКВД от 25 апреля 1945 года, по которому
П.М.Н., 1920 года рождения, уроженец п. Бурлин Бурлинского района Казахстанской области, дважды судимый, в том числе 12 сентября 1941 г. по ст. 193-2 п. "г" к 10 годам лишения свободы; 22 сентября 1943 г. по ст. 58-14 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, заключением прокуратуры Красноярского края от 27 марта 2002 г. реабилитирован,
осужден по ст. 58-14 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, ст.ст. 16, 59-3 УК РСФСР к расстрелу и по совокупности преступлений к высшей мере наказания - расстрелу, с поглощением не отбытого наказания по предыдущему приговору.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 5 июня 1945 года приговор оставлен в силе.
В протесте поставлен вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела производством в части осуждения П. по ст. 58-14 УК РСФСР за отсутствием в его действиях состава преступления и о переквалификации действий со ст.ст. 16, 59-3 УК РСФСР на ст.ст. 19, 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР с назначением по ней 10 лет лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Е.И. выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
П. признан виновным в том, что, отбывая наказание на 6 лагерном пункте Нижне-Пойменского отделения Краслага НКВД, в целях контрреволюционного саботажа систематически с 15 февраля по 3 марта 1945 года не выходил на работу без уважительных причин. 3 марта 1945 г. при выводе его на работу с применением силы конвоя, П. заскочил в инструментальную и, вооружившись топором, пытался зарубить коменданта - заключенного Б., набросился на стрелка охраны П., дважды пытался ударить его топором, в связи с чем последний выстрелил в П., ранив его в руку.
Президиум считает протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отказ от работы являлся нарушением порядка и условий отбывания наказания, что влечет за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. Поскольку эти действия П. не являются уголовно-наказуемыми, дело в части осуждения его по ст. 58-14 УК РСФСР подлежит прекращению за отсутствием состава преступления.
Вина осужденного в покушении на убийство Б. и П. доказана показаниями самого осужденного, потерпевших и другими материалами дела. Суд эти действия неправильно квалифицировал по ст.ст. 16, 59-3 УК РСФСР, так как он не организовывал вооруженную банду и участия в ней не принимал, вышеуказанные преступления совершил один.
Установлено, что П. при выводе на работу с целью предотвращения действий охраны, вооружившись топором, пытался зарубить коменданта лагпункта Б.. Когда стрелок ВОХР П. пытался пресечь действия П., последний с топором набросился на П. и дважды замахивался топором, намереваясь ударить его. В связи с этим П. выстрелил в П., ранив его в руку и грудь.
При таких обстоятельствах его действия следует квалифицировать по ст.ст. 19, 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР, предусматривающей покушение на убийство из низменных побуждений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор постоянной сессии Красноярского краевого суда при Краслаге НКВД от 25 апреля 1945 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 5 июня 1945 года в части осуждения П.М.Н. по ст. 58-14 УК РСФСР отменить, дело производством прекратить за отсутствием состава преступления.
Этот же приговор и определение в части осуждения П. по ст.ст. 16, 59-3 УК РСФСР изменить, его действия переквалифицировать на ст.ст. 19, 136 ч. 1 п."а" УК РСФСР и назначить по ней 10 лет лишения свободы.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N 44-П03ПР
Текст постановления официально опубликован не был