Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 января 2003 г. N 921-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г. на приговор Челябинского областного суда от 25 февраля 1999 г., по которому
Ш.М.Ю., родившийся 11 июня 1979 г. в г. Челябинске, судимый 14 марта 1996 г. по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на основании ст. 46.1 УК РСФСР на 2 года,
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ к 15 годам лишения свободы, на основании ст. 41 УК РСФСР частично присоединено не отбытое наказание по приговору от 14 марта 1996 г. и окончательно назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
В соответствии со ст. 74 ч. 5 УК РФ отменено условное осуждение, назначенное по приговору от 14 марта 1996 г.
Срок наказания исчислен с 28 июля 1997 г.
Взыскано с Ш. и осужденного по этому же делу Ч.Н.В. 2479 руб. в пользу Челябинского областного бюро судебно-медицинской экспертизы.
Протест в отношении Ч. не принесен.
Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 1 ноября 1999 г. приговор изменен: исключено указание об отмене условного осуждения Ш. по приговору от 14 марта 1996 г. и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности с этим приговором ему назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима; кроме того, отменен приговор в части взыскания с осужденных 2479 руб. В остальном приговор в отношении Ш. оставлен без изменения.
В протесте поставлен вопрос об исключении из приговора и кассационного определения указания о наличии в действиях Ш. особо опасного рецидива и назначении наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК РФ, о смягчении назначенного ему по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ наказания до 14 лет лишения свободы и назначении по совокупности приговоров наказания в виде лишения свободы на 15 лет в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.В. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Ш. осужден за совершение преступления при следующих обстоятельствах.
Вечером 25 июля 1997 г. вместе с осужденным Ч. он пришел к его отцу, они стали пить спиртное. Когда Ш. вышел на улицу, между отцом и сыном Ч. возникла ссора, в ходе которой Ч.B.C. взял в руки нож и стал выгонять сына. В это время в дом вошел Ш. и увидел потерпевшего с ножом в руке. Тогда у осужденных возник умысел на убийство отца Ч. Реализуя умысел, Ш. нанес не менее 6 ударов монтировкой по голове Ч.B.C., а когда тот упал, он нанес ему по груди и шее еще не менее 4 ударов монтировкой. Увидев, что потерпевший не подает признаков жизни, Ш. бросил монтировку и вышел из дома. В это время Ч. взял нож у отца и нанес им не менее двух ударов в шею, а затем несколько раз ударил ногами в грудь и живот.
Своими действиями Ш. и Ч. причинили потерпевшему открытую черепно-мозговую травму головы, закрытую травму живота, сопровождавшуюся разрывом печени, другие телесные повреждения, от которых наступила смерть Ч.B.C. на месте совершения преступления.
Президиум считает, что приговор и кассационное определение подлежат изменению по следующим основаниям.
Суд назначил Ш. наказание по правилам ч. 2 ст. 68 УК РФ и признал наличие особо опасного рецидива в его действиях с учетом предыдущей судимости по приговору от 14 марта 1996 г. по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР. Однако при этом суд не учел, что это преступление он совершил в несовершеннолетнем возрасте - 9 октября 1995 г. (т. 2, л.д. 231-232). Согласно ч. 4 ст. 18 УК РФ, судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, при признании рецидива преступлений не учитываются. Поэтому вывод суда о наличии в действиях Ш. особо опасного рецидива является ошибочным и указание о назначении ему наказания с учетом положений, содержащихся в ч. 2 ст. 68 УК РФ, подлежит исключению из приговора и кассационного определения, а местом отбывания наказания ему надлежит определить исправительную колонию строгого режима. В связи с исключением указания суда о применении ч. 2 ст. 68 УК РФ возможно смягчить назначенное Ш. наказание.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Челябинского областного суда от 25 февраля 1999 г. и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. в отношении Ш.М.Ю. изменить.
Исключить указание о наличии в его действиях особо опасного рецидива и о назначении наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК РФ.
Смягчить назначенное ему по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ наказание до 14 лет лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначить ему 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор и кассационное определение в отношении Ш.М.Ю. оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 января 2003 г. N 921-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был