Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 января 2003 г. N 972-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г. на приговор Красноярского краевого суда от 4 июня 1943 года, по которому
Р.Н.С., 1896 года рождения, уроженец д. Андреевки Уфимской губернии, судимый в 1942 г. по ст. 59-6 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы;
П.В.И., 1905 года рождения, уроженец г. Челябинска, судимый в 1942 г. по ст. 59-6 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы,
осуждены по ст.ст. 59-3, 58-14 УК РСФСР каждый и по совокупности преступлений, Р. к расстрелу с конфискацией принадлежащего имущества, П. - к 10 годам лишения свободы с поглощением наказания по предыдущему приговору и конфискацией личного имущества.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 16 июля 1943 г. приговор в отношении Р.Н.С. оставлен в силе. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1943 г. ходатайство о помиловании Р.Н.С. отклонено.
В протесте поставлен вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела производством в части осуждения П. по ст. 59-3 УК РСФСР за отсутствием в его действиях состава преступления, а также о переквалификации действий каждого со ст. 58-14 УК РСФСР на ст. 82 ч. 1 УК РСФСР с назначением по ней 3 лет лишения свободы и о переквалификации действий Рябинина в части убийства К. со ст. 59-3 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п. "г" УК РСФСР с назначением по ней 10 лет лишения свободы, а в части покушения на убийство К. - на ст.ст. 19, 136 ч.1 п. "г" УК РСФСР с назначением по ней 8 лет лишения свободы, о назначении Р. по совокупности преступлений 10 лет лишения свободы и назначении каждому такого же наказания по совокупности приговоров.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.В. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
осужденные признаны виновными в том, что 16 июля 1942 г., будучи эпатированными в г. Енисейск, в 30 км от ст. Ярцево во время остановки на ночлег по договоренности между собой обезоружили конвоиров Г. и К.
Р. из взятого у конвоиров ружья произвел выстрел в третьего конвоира К. и убил его. Вторым выстрелом ранил конвоира К., после чего Р. и П. скрылись в тайге. Принятыми мерами розыска были задержаны: Р. 23 февраля 1943 года, П. 9 марта 1943 года.
Судебные постановления в части осуждения Р. по ст.ст. 58-14, 59-3 УК РСФСР подлежат изменению, в части осуждения П. по ст. 59-3 УК РСФСР - отмене, а в части осуждения его по ст. 58-14 УК РСФСР - изменению по следующим основаниям.
Вина осужденных в совершении побега из места лишения свободы подтверждается их показаниями, документами о розыске, протоколами задержания, показаниями свидетелей Г., М., К.
Суд правильно установил фактические обстоятельства совершенного побега, но действия осужденных необоснованно квалифицировал по ст. 58-14 УК РСФСР как контрреволюционный саботаж. В материалах дела не содержится доказательств наличия у них контрреволюционного умысла, направленного на ослабление власти правительства и деятельности государственного аппарата. Такие сведения не приведены и в приговоре, поэтому их действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 82 УК РСФСР.
Убийство К. и ранение К. судом необоснованно квалифицированы как бандитизм.
А. материалов предварительного и судебного следствия не дает оснований для вывода о том, что осужденные действовали как члены вооруженной банды, то есть группы лиц, специально объединившихся для совершения преступлений.
На предварительном следствии и в судебном заседании Р. пояснил, что оружия у них не было и лишь во время нападения на конвоиров он отобрал ружье и выстрелил в конвоиров, убив К. и ранив К. Вина Р. в убийстве К., кроме его признаний, подтверждается показаниями свидетелей К., Г., М., К., протоколом осмотра места происшествия, медицинским заключением.
Его действия в части убийства К. следует квалифицировать по ч. 1 п. "г" ст. 136 УК РСФСР, а в части покушения на убийство К. по ст.ст. 19. 136 ч. 1 п. "г" УК РСФСР как убийство и покушение на убийство с целью облегчить другое преступление - побег.
В материалах дела нет доказательств, подтверждающих сговор осужденных на убийство конвоиров. П. участия в убийстве К. и ранении К. не принимал, поэтому в его действиях нет состава преступления, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 136 УК РСФСР. Дело в отношении П. в этой части подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 407 и 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Красноярского краевого суда от 4 июня 1943 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 16 июля 1943 года в отношении Р.Н.С. и тот же приговор в отношении П.В.И. в части осуждения по ст. 58-14 УК РСФСР изменить.
Переквалифицировать их действия со ст. 58-14 УК РСФСР на ч. 1 ст. 82 УК РСФСР, по которой назначить каждому 3 года лишения свободы.
Приговор в части осуждения П.В.И. по ст. 59-3 УК РСФСР отменить и дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.
С частичным присоединением не отбытого наказания по предыдущему приговору П.В.И. определить 10 лет лишения свободы.
Эти же судебные постановления в части осуждения Р. по ст. 59-3 УК РСФСР изменить. Его действия в части убийства К. переквалифицировать на п. "г" ч. 1 ст. 136 УК РСФСР, назначив 10 лет лишения свободы, а в части покушения на убийство К. - на ст. 19, п. "г" ч. 1 ст. 136 УК РСФСР, назначив 8 лет лишения свободы.
По совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 82, п. "г" ч. 1 ст. 136, ст. 19 и п. "г" ч. 1 ст. 136 УК РСФСР, и приговоров назначить Р.Н.С. 10 лет лишения свободы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 января 2003 г. N 972-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был