Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 8 мая 2002 г. N 234-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федераций К.С.Г. на приговор Ленинградского областного суда от 18 сентября 2000 года, по которому
Ж., родившийся 26 марта 1956 года в г. Франкфурт-на-Одере, несудимый,
осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ к 5 годам лишения свободы, условно, на основании ст. 73 УК РФ с испытательным сроком 2 года, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах власти, в государственных учреждениях, предприятиях и организациях, в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, сроком на 2 года.
По ч. 3 ст. 30, п.п. "б", "в", "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ Ж. оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
По делу оправдан Е.А.В., в отношении которого протест не принесен.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года приговор оставлен без изменения.
В протесте поставлен вопрос об изменении состоявшихся судебных решений и переквалификации действий Ж. со ст. 290 ч. 3 УК РФ на ст. 290 ч. 1 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Д.А., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.В.В., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Ж. признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом - главой администрации Юкковской волости Всеволжского района Ленинградской области, то есть главой органа местного самоуправления, 16 июня 1999 года получил взятку от генерального директора ООО "Сильвер" З.А.В. в сумме 500 долларов США за выделение земельного участка для мастерской по обслуживанию автомашин.
Президиум находит, что судебные решения в части квалификации действий Ж. подлежат изменению по следующим основаниям.
Судом Ж. обоснованно (с учетом примечания к ст. 285 УК РФ) признан должностным лицом, однако вывод о том, что осужденный, занимая должность главы администрации Юкковской волости Всеволжского района Ленинградской области, являлся главой органа местного самоуправления, нельзя признать правильным.
Согласно Уставу муниципального образования "Всеволжский район Ленинградской области" (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 25), в данном образовании определено два органа местного самоуправления: Собрание представителей (представительный орган местного самоуправления) и администрация муниципального образования (т. 1 л.д. 298-299).
В соответствии со ст.ст. 15, 25, 34 Устава, администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, а также юридическим лицом и действует под непосредственным руководством главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории образования.
К администрации муниципального образования относятся структурные и территориальные подразделения, сформированные (выбранные) для реализации полномочий по решению вопросов местного значения, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, которые осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципальным образованием (п. 1 ст. 28 Устава).
Функции и полномочия органов администрации муниципального образования определяются положением, утверждаемым руководителем администрации муниципального образования, и не могут выходить за пределы полномочий и функций администрации образования (ст. 29 Устава).
Из Положения об администрации Юкковской волости администрации муниципального образования "Всеволжский район Ленинградской области" следует, что администрация волости является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования на правах юридического лица и подотчетна главе муниципального образования.
В то же время, согласно ст. 35 Устава, всеми полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением тех, которые отнесены Уставом к компетенции Собрания представителей муниципального образования, обладает глава муниципального образования, то есть глава администрации Всеволжского района.
Таким образом, Ж. являлся должностным лицом органа местного самоуправления администрации муниципального образования "Всеволжский район Ленинградской области" (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), исполняющим в нем организационно-распорядительные функции по трудовому договору (п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона Ленинградской области "О муниципальной службе в Ленинградской области").
Реестром муниципальных должностей в Ленинградской области должность главы администрации волости отнесена к главным муниципальным должностям муниципальной службы в этой области (Областной закон от 29 июля 1998 г. "О реестре муниципальных должностей в Ленинградской области").
Изложенное свидетельствует о том, что должность главы администрации Юкковской волости муниципального образования "Всеволжский район Ленинградской области", которую занимал Ж., не относилась к должности главы органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах действия Ж. подлежат переквалификации с ч. 3 ст. 290 УК РФ на ч. 1 ст. 290 УК РФ как получение должностным лицом взятки за действия в пользу взяткодателя, входящие в служебные полномочия должностного лица.
В связи с переквалификацией действий Ж. на более мягкий закон ему необходимо назначить более мягкое наказание.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Ленинградского областного суда от 18 сентября 2000 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года в отношении Ж. изменить, переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 290 УК РФ на ч. 1 ст. 290 УК РФ и назначить ему по этой статье 4 года лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах власти, в государственных учреждениях, предприятиях и организациях, в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, сроком на 2 года.
На основании ст. 73 УК РФ наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком 2 года.
В остальном судебные решения оставить без измерения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 8 мая 2002 г. N 234-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был