Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 мая 2002 г. N 279-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г. на приговор Московского областного суда от 26 марта 1999 года, по которому
О.С.А., 6 мая 1977 года рождения, уроженец гор. Дрезны Орехово-Зуевского района Московской области, судимый 14 марта 1994 года по ст. 103 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы, осужден к лишению свободы:
- по п.п. "з", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ сроком на 13 лет;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ на 4 года;
- по п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ на 10 лет с конфискацией имущества.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначить 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 1999 года приговор оставлен без изменения.
В протесте поставлен вопрос об исключении из судебных решений осуждения О. по ч. 3 ст. 30, п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ и назначении ему наказания по совокупности преступлений в виде 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Е.И., выступления потерпевшей А.Н.С., просившей приговор оставить без изменения, и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест в части исключения осуждения О. по ст. 30 и п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
преступления, как указано в приговоре, совершены при следующих обстоятельствах.
О., ранее судимый за убийство, 15 сентября 1998 года, около 20 часов, находясь по приглашению в квартире своей знакомой Л. по адресу А, решил завладеть ее имуществом. Реализуя свой преступный умысел, О. напал на Л., нанес ей несколько ударов руками по голове и телу и, затащив в ванную комнату, умышленно опустил ее голову в ванну с водой и удерживал до тех пор, пока потерпевшая не скончалась.
После этого О. перенес в прихожую квартиры принадлежавшие погибшей телевизор, плащ, ветровку, калькулятор и другое имущество на общую сумму 300 рублей. В это время во входную дверь квартиры Л. постучал ее знакомый Х. Испугавшись, О. выпрыгнул из окна и скрылся.
В тот же день, около 22 часов, О., реализуя свой преступный умысел на завладение имуществом Л., попросил своего знакомого Б. помочь перенести телевизор, на что последний, не зная о предыдущих действиях О., согласился.
О. и Б. подошли к открытому окну квартиры Л., расположенной на первом этаже. О. стал подсаживать Б., но, заметив охранявших квартиру сотрудников милиции и испугавшись, скрылся, не доведя свой преступный умысел, направленный на завладение имуществом, до конца по независящим от него обстоятельствам.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению.
Виновность осужденного в убийстве и разбое доказана полностью, и его действия квалифицированы правильно.
Вместе с тем нельзя признать обоснованным осуждение О. за покушение на кражу, то есть по ч. 3 ст. 30, п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Из положенных в основу приговора доказательств следует, что умысел на хищение имущества Л. у осужденного возник, когда он находился в квартире потерпевшей. Его же действия, квалифицированные судом как покушение на кражу, явились реализацией первоначального преступного намерения, связанного с разбойным нападением, поэтому квалификация его действий как покушение на кражу является излишней и подлежит исключению из приговора и кассационного определения.
Руководствуясь п. 5 ст. 378, ч. 2 ст. 379 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Московского областного суда от 26 марта 1999 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 1999 года в отношении О.С.А. изменить, исключить его осуждение по ч. 3 ст. 30, п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ.
По совокупности преступлений, предусмотренных п.п. "з", "н" ч. 2 ст. 105, п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ, назначить О.С.А. 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, в исправительной колонии строгого режима. В остальном судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 мая 2002 г. N 279-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был