Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 июня 2002 г. N 357-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.В.В. на приговор Брянского областного суда от 21 мая 1998 года, по которому
О.Ж.В., 14 мая 1959 года рождения, уроженец с. Баяндур Ахурянского района Армянской ССР, ранее судимый 9 февраля 1996 года по ст. 146 ч. 2 п.п. "а, б" УК РСФСР с применением ст. 43 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, осужден:
- по п.п. "в, д" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 16 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, в" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 18 лет лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное наказание по приговору от 9 февраля 1996 года, на основании ч. 1 ст. 70 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания и окончательно назначено 20 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Постановлено взыскать с О.Ж.В. 865 руб. в пользу Брянской горбольницы N 1 за стационарное лечение потерпевшего Ч.А.А. и 15000 руб. в пользу С.Ю.М. в счет компенсации морального вреда.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1998 года приговор оставлен без изменения.
По делу осуждена также М.В.И., судебные постановления в отношении которой не опротестовываются.
В протесте поставлен вопрос об изменении состоявшихся судебных решений и исключении из них указания об осуждении О.Ж.В. по п. "в" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 и ст. 105 ч. 2 п. "в" УК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Е.И. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
по приговору суда О. признан виновным в том, что 24 ноября 1997 года в общежитии по адресу А г. Брянска в ходе возникшей ссоры совершил умышленное убийство с особой жестокостью С.М.Д., 1954 года рождения, находившегося в тяжелой степени алкогольного опьянения, и покушался на умышленное убийство с особой жестокостью, также находившегося в тяжелой степени алкогольного опьянения Ч.А.А., 1953 года рождения.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы протеста, Президиум находит его обоснованным, а состоявшиеся в отношении О. судебные решения подлежащими изменению в связи с неправильным применением уголовного закона.
Признавая О. виновным в убийстве С. и покушении на убийство Ч., заведомо для него находящихся в беспомощном состоянии, суд мотивировал свое решение тем, что потерпевшие С. и Ч. находились в состоянии тяжелого алкогольного опьянения.
Однако, по смыслу закона по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируется убийство лица, неспособного в силу своего физического или психического состояния защитить себя. К таким лицам могут быть отнесены страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее, малолетние дети, тяжелобольные и престарелые.
То обстоятельство, что потерпевшие С. и Ч. в момент совершения преступления были в тяжелой степени алкогольного опьянения, не дает оснований считать их находившимися в беспомощном состоянии.
Таким образом, квалифицирующий признак, предусмотренный п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, подлежит исключению из осуждения О. как необоснованно вмененный.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Брянского областного суда от 21 мая 1998 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1998 года в отношении О.Ж.В. изменить, исключить осуждение по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 3 ст. 30, п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В остальной части судебные постановления в отношении О.Ж.В. оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 июня 2002 г. N 357-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был