Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 июля 2002 г. N 457-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г. на приговор Тюменского областного суда от 11 мая 2000 года, по которому
С.Т.И., родившийся 7 декабря 1961 года в д. Саитовка Починковского района Горъковской области, судимый 6 апреля 2000 года по п.п. "а, в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы,
осужден:
- по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы;
- по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 14 годам лишения свободы;
- по ч. 2 ст. 222 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ст. 119 УК РФ к 2 годам лишения свободы.
На основании п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ от наказания по ст. 119 УК РФ он освобожден.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности совершенных преступлений ему назначено 17 лет лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 6 апреля 2000 г. и окончательно назначено 18 лет лишения свободы с отбыванием первых 4 лет в тюрьме, остального срока - в исправительной колонии строгого режима.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2000 года приговор суда оставлен без изменения.
В протесте поставлен вопрос об исключении из судебных решений осуждения С. за незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия - револьвера.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.В. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
С. признан виновным в незаконном приобретении, хранении и ношении взрывчатых веществ и огнестрельного оружия - охотничьего ружья, малокалиберной винтовки и револьвера, боеприпасов, - совершенных неоднократно, в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Г., в угрозе убийством Г. и З., а также в убийстве Б.
Преступления совершены им в с. Липиха Упоровского района Тюменской области в 1996-1999 годах при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что С. летом 1999 года в с. Липиха Упоровского района у неустановленного лица незаконно приобрел револьвер калибра 5,6 мм, являющийся огнестрельным оружием, который хранил и носил при себе.
1 декабря 1999 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в своем доме, на почве личных неприязненных отношений он совершил убийство Б., выстрелив ему в голову из револьвера. После этого все огнестрельное оружие и боеприпасы спрятал.
Ружье, малокалиберная винтовка, боеприпасы были обнаружены и изъяты в ходе проведения обыска 4 декабря 1999 года, то есть до задержания и допроса С. в качестве подозреваемого. Револьвер при этом найден не был.
Из материалов дела видно, что С. в порядке ст. 122 УПК РСФСР задержан 5 декабря 1999 года.
В собственноручно написанном заявлении он подробно изложил обстоятельства совершенного преступления и указал, где именно спрятал револьвер, с помощью которого убил Б. (т. 1, л.д. 163, 167).
При допросе в качестве подозреваемого в тот же день С. пояснил, что револьвер спрятал в надворных постройках и может показать это место (т. 1, л.д. 174).
Из протокола дополнительного осмотра места происшествия с участием С. видно, что он показал место, где спрятал револьвер. Ранее данные им показания подтвердились - при осмотре места происшествия револьвер обнаружен под полом загородки для животных в надворной пристройке дома С. В присутствии понятых указанное огнестрельное оружие изъято и упаковано (т. 1 л.д. 175-177).
При допросе в судебном заседании осужденный показал, что после задержания сам выдал револьвер (т. 3 л.д. 37).
На основании примечания к ст. 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2002 года "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Постановления следует читать как "от 12 марта 2002"
Таким образом, из материалов дела следует, что С. револьвер выдал добровольно, в связи с чем по этому обвинению он подлежит освобождению от уголовной ответственности.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 378 и ч. 2 ст. 379 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Тюменского областного суда от 11 мая 2000 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2000 года в отношении С.Т.И. изменить, исключить осуждение за незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия - револьвера.
В остальном судебные постановления оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 июля 2002 г. N 457-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был