Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 августа 2002 г. N 523-П02
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации С.P.M. на приговор Ростовского областного суда от 20 февраля 1997 года, по которому П., родившийся 17 сентября 1982 года в ст. Советской Обливского района Ростовской области, русский, учащийся 9 класса, ранее не судимый,
осужден
- по ст. 146 ч. 2 п.п. "б", "в", "д" УК РСФСР к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества;
- по ст. 102 п.п. "а", "е" УК РСФСР к 8 годам лишения свободы.
На основании ст. 40 УК РСФСР путем поглощения менее строгого наказания более строгим определено 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в воспитательной колонии общего режима, с исчислением срока отбытия наказания с 30 сентября 1996 года.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 9 апреля 2002 года приговор изменила, исключила осуждение П. по п. "е" ст. 102 УК РСФСР, а также дополнительное наказание - конфискацию имущества.
Признано считать его осужденным по ст.ст. 102 п. "а" и 146 ч. 2 п.п. "б", "в", "д" УК РСФСР к 8 годам лишения свободы.
В протесте поставлен вопрос о снижении П. наказания по ст. 102 п. "а" УК РСФСР и совокупности преступлений до 7 лет лишения свободы в воспитательной колонии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.Г.Н. и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., полагавшего протест подлежащим удовлетворению, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
с учетом внесенных в приговор изменений П. признан виновным в разбойном нападении и умышленном убийстве А. из корыстных побуждений.
Преступления, как указано в приговоре, совершены при следующих обстоятельствах.
Несовершеннолетние П. и его брат В., являясь родственниками Ч., 1914 года рождения, который сожительствовал с А., неоднократно бывали в его доме по улице А в г. Пролетарске Ростовской области, оказывали помощь в приобретении продуктов питания и при этом похищали деньги.
30 сентября 1996 года В., узнав, что Ч. пришел в СПТУ-94, предложил П. воспользоваться отсутствием деда и похитить у него из дома деньги.
П. согласился и, уйдя с занятий в школе, около 12 часов пришел к дому Ч.
Во дворе дома он был замечен А. и, понимая, что тайно похитить деньги не удастся, решил напасть на нее и убить.
С этой целью в коридоре дома П. нанес А. обломком кирпича удар по голове, затащил в дом, где стал душить ее руками, а затем обрезком электрического провода.
Задушив А. П. нашел и похитил деньги в сумме 217 000 руб., после чего с места преступления скрылся.
В тот же день из похищенных денег 7000 рублей он передал своему брату В., а остальную сумму спрятал в подвале своего дома вместе с Ф., который после ареста П. эти деньги израсходовал.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вина П. в совершении указанных выше преступлений установлена имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вместе с тем, как правильно отмечается в протесте, в части назначения ему меры наказания по ст. 102 п. "а" УК РСФСР и совокупности преступлений судебные решения подлежат изменению.
Как видно из приговора, одним из смягчающих наказание осужденного обстоятельств суд признал добровольное возмещение потерпевшему имущественного ущерба, что соответствует материалам дела. Обстоятельств, отягчающих наказание суд не установил.
Согласно же требованиям ст. 62 УК РФ вступившего в действие с 1 января 1997 года, при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и "к" статьи 61 Уголовного кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, каковым являлся П. на момент совершения преступления, на срок не свыше десяти лет.
Статья 10 УК РФ предусматривает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, то есть он распространяется и на П.
С учетом этого назначенное ему наказание по ст. 102 п. "а" УК РСФСР и совокупности преступлений (в данном конкретном случае) не могло превышать 7 лет 6 месяцев лишения свободы.
При таких обстоятельствах, а также с учетом совершения П. преступления впервые, в несовершеннолетнем возрасте, раскаяния в содеянном, того, что по месту жительства и учебы он характеризовался положительно, воспитывался в условиях материальной нуждаемости, наказание по ст. 102 п. "а" УК РСФСР и совокупности преступлений ему возможно снизить до 7 лет лишения свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 378 п. 5 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Ростовского областного суда от 20 февраля 1997 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года в отношении П. изменить, снизить назначенное ему по ст. 102 п. "а" УК РСФСР наказание до 7 лет лишения свободы.
На основании ст. 40 УК РСФСР по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 102 п. "а", 146 ч. 2 п.п. "б", "в", "д" УК РСФСР путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно ему определить 7 лет лишения свободы в воспитательной колонии.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 августа 2002 г. N 523-П02
Текст постановления официально опубликован не был