Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 сентября 2002 г. N 553-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Д.В.И. на приговор специальной коллегии Куйбышевского областного суда от 7 июня 1937 года, по которому М., 1909 года рождения, уроженец с. Юматовка Сергиевского района Куйбышевской области, судим в 1932 г. за хулиганство к 3 месяцам исправтрудработ,
осужден по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР к 6 месяцам исправтрудработ, по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы и по совокупности преступлений к 4 годам лишения свободы;
Д., 1909 года рождения, уроженец с. Екатериновка Сергиевского района Куйбышевской области, судим в 1929 г. за хулиганство к 3 месяцам исправтрудработ,
осужден по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР к 6 месяцам исправтрудработ.
Определением Специальной коллегии Верховного Суда РСФСР от 29 ноября 1937 года, по кассационной жалобе М. приговор оставлен в силе.
В протесте поставлен вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела производством в части осуждения М. по ч. 1 ст. 58-10 и Д. по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР за отсутствием в их действиях состава преступления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Е.И. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
М. признан виновным в том, что 19 августа 1936 г. около колхозного амбара с. Юматовка вел контрреволюционную агитацию, высказывал сочувствие "контрреволюционнной троцкистской группировке" и террористические настроения в отношении одного из членов Советского правительства.
Помимо этого, в ночь на 20 августа 1936 года, будучи в нетрезвом состоянии, на улице села М. высказывал угрозы убийством зам. председателя с/совета Б. и бригадиру Ч., поджогом колхозных построек, а Д. поддерживал его в этом.
Позднее, придя в дом гр. Мер., где в это время находился Ч., М., пытался избить последнего, одновременно высказывая угрозы убийством, но его действия были пресечены присутствующими и оба они удалены из дома. На улице М. и Д. продолжали выкрикивать угрозы убийством и поджогом.
Президиум считает протест подлежащим удовлетворению.
В материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о наличии контрреволюционного умысла в действиях М. Выражая свое личное отношение к антипартийной группировке, он не высказывал призывов к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, поэтому его осуждение по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР является незаконным.
Вина Д. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР, в ходе следствия не доказана.
Свидетели Сур., Сл. и др. показали, что угрозы убийством должностных лиц колхоза, поджога колхозного имущества высказывал М. в присутствии Д., который в ту ночь всюду сопровождал его.
Никто из свидетелей не подтвердил, что слышал угрозы непосредственно от Д.
Осуждение М. по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 378, ч. 2 ст. 379 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор специальной коллегии Куйбышевского областного суда от 7 июня 1937 года и определение Специальной коллегии Верховного Суда РСФСР от 29 ноября 1937 г. в отношении М. в части его осуждения по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления.
Тот же приговор в отношении Д. отменить и дело прекратить за недоказанностью обвинения.
В остальном приговор и кассационное определение в части осуждения М. по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР к 6 месяцам исправительно-трудовых работ оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 сентября 2002 г. N 553-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был