Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 2 октября 2002 г. N 642-П02
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.В.П. на приговор Верховного суда Республики Бурятия от 10 ноября 2000 года, по которому Ш., родившийся 22 апреля 1976 года в г. Кяхта Республики Бурятия, бурят, со средним специальным образованием, холостой, судимый 8 июля 1998 года по ст. 158 ч. 2 п.п. "в", "г" УК РФ к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года,
осужден:
- по ст. 162 ч. 2 п.п. "а, б, в, г" УК РФ к 9 годам лишения свободы с конфискацией имущества;
- по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, б, в, г" УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ст.ст. 33 ч. 5 и 158 ч. 2 п.п. "б, в" УК РФ к 2 годам лишения свободы;
- по ст. 222 ч. 3 УК РФ к 3 годам лишения свободы;
- по ст. 222 ч. 4 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы;
- по ст. 175 ч. 2 п. "в" УК РФ к 2 годам лишения свободы.
На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
В соответствии со ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 8 июля 1998 года и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества, в исправительной колонии особого режима, с исчислением срока отбывания наказания с 6 октября 1999 года.
Он же по ст. 209 ч.ч. 1 и 2 УК РФ оправдан;
А., родившийся 16 декабря 1972 года в г. Зоргол Приаргунского района Читинской области, русский, со средним образованием, холостой, судимый 24 сентября 1997 года по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, в, г" УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,
осужден по ст. 162 ч. 2 п.п. "а, б, в, г" УК РФ к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
На основании ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 24 сентября 1997 года и в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества, в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбывания наказания с 4 мая 2000 года.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 28 марта 2002 года оставила приговор без изменения.
По этому же приговору осуждены А.С.Э., Б.Е.В., Р.И.И., А.А.Д., Д.Б.Б., К.С.С, Д.А.В., М.Н.А., Ж.Б.М.-Ж., Ц.В.В. и Ц.А.Ц., протест в отношении которых не внесен.
В протесте поставлен вопрос об исключении из судебных решений указания о назначении Ш. и А. наказания на основании ст. 70 УК РФ, об исключении указания о признании в действиях Ш. особо опасного рецидива преступлений, а также о назначении ему для отбывания наказания исправительную колонию строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.Г.Н. и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., полагавшего протест подлежащим удовлетворению, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Ш. и А. осуждены за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с незаконным проникновением в жилище, с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия.
Ш., кроме того, осужден за кражу и пособничество в краже, за заранее не обещанный сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, и за незаконное приобретение и передачу огнестрельного оружия.
Преступления совершены в период с апреля по октябрь 1999 года на территории Республики Бурятия при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вина Ш. и А. в совершении указанных выше преступлений установлена имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вместе с тем, как правильно отмечается в протесте, судебные решения в отношении Ш. и А. подлежат изменению.
В соответствии с п. 6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Ш. и А. подлежали освобождению от наказания за первое преступление.
Более того, постановлением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 января 2001 года к Ш. был применен акт "Об амнистии" и от назначенного наказания он был освобожден.
Следовательно, в связи с освобождением Ш. и необходимостью освобождения А. от наказания по ст. 158 ч. 2 УК РФ в отношении них не могут быть применены положения ст.ст. 74 ч. 5 и 70 УК РФ о назначении наказания по совокупности приговоров.
Согласно же ст. 86 УК РФ, лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым, а погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью по приговорам соответственно от 8 июля 1998 года и 24 сентября 1997 года.
Поэтому из данного приговора следует исключить указание о признании в действиях Ш. особо опасного рецидива преступлений, а назначенное наказание он в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ должен отбывать в исправительной колонии строгого режима.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 378 ч. 1 п. 5 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Верховного суда Республики Бурятия от 10 ноября 2000 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2002 года в отношении Ш. и А.
изменить:
- исключить указание о назначении им наказания на основании ст. 70 УК РФ;
- исключить указание о признании в действиях Ш. особо опасного рецидива преступлений, а для отбывания наказания, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ назначить ему исправительную колонию строгого режима.
В остальном судебные решения в отношении Ш. и А. оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 2 октября 2002 г. N 642-П02
Текст постановления официально опубликован не был