Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16 октября 2002 г. N 686-П02ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г. на приговор Тюменского областного суда от 15 ноября 2001 года, по которому М., родившаяся 7 августа 1984 года в г. Тюмени, русская, с неполным средним образованием, судимая 11 июля 2001 года по ст. 158 ч. 2 п. "г" УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,
осуждена:
- по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ к 8 годам лишения свободы;
- по ст. 162 ч. 3 п.п. "б", "в" УК РФ к 8 годам лишения свободы.
На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 9 лет лишения свободы.
В соответствии со ст.ст. 74 ч. 5 и 70 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 11 июля 2001 года и по совокупности приговоров назначено 10 лет лишения свободы в воспитательной колонии, с исчислением срока отбывания наказания с 23 июля 2001 года.
На основании ст. 97 ч. 1 п. "г" УК РФ к М. применено принудительное наблюдение и лечение у психиатра от алкоголизма и наркомании.
Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2002 года приговор оставлен без изменения.
По данному делу также осужден Д., протест в отношении которого не приносится.
В протесте поставлен вопрос об исключении из судебных решений указания об отмене условного осуждения и назначении М. наказания по совокупности приговоров.
Предлагается считать ее осужденной по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з", 162 ч. 3 п.п. "б", "в" УК РФ, к 9 годам лишения свободы в воспитательной колонии.
В остальном судебные решения о ней оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.Г.Н. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, установил:
М. признана виновной в умышленном убийстве Х., сопряженном с разбойным нападением на него группой лиц по предварительному сговору и совершенном в целях завладения имуществом в крупном размере.
Преступления, как указано в приговоре, совершены при следующих обстоятельствах.
23 июля 2001 года, около 2-х часов, во дворе дома по адресу А поселка Антипино г. Тюмени несовершеннолетние Д. и М., находясь в состоянии алкогольного опьянения, по предварительному сговору, с целью умышленного убийства водителя Х. и завладения его автомобилем ВАЗ-2115 госномер Х7250В72, а также деньгами, вооружились кухонным ножом и совершили нападение на него. Действуя по ранее разработанному плану, М. открыла дверцу автомобиля, в салоне которого находился Х., а Д. нанес ему ножом удар в область сердца. После того, как нож сломался, М. передала Д. другой нож, которым он дважды ударил Х. в грудь. Когда сломался и второй нож, Д. и М. перетащили Х. на заднее сидение автомобиля, где М., обнаружив признаки жизни у потерпевшего, обломком ножа нанесла ему множество ударов по телу. От полученных повреждений Х. скончался на месте преступления.
Убедившись, что Х. мертв, Д. и М. завладели его автомобилем, стоимостью 150 тысяч рублей и с места преступления скрылись.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Вина М. в совершении указанных выше преступлений установлена имеющимися в материалах дела доказательствами и ее действия по ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з", 162 ч. 3 п.п. "б", "в" УК РФ квалифицированы правильно.
Вместе с тем, как правильно отмечается в протесте, судебные решения в отношении М. подлежат изменению.
В соответствии с п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" от 30 ноября 2001 года лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет, условно осужденные до вступления в силу постановления, подлежат освобождению от наказания.
Действие названного пункта не распространяется лишь на лиц перечисленных в п.п. 10, 11 Постановления. Других ограничений для освобождения несовершеннолетних, осужденных условно, постановлением не предусмотрено.
М. 11 июля 2001 года к условной мере наказания осуждена за преступление, совершенное 27 января 2001 года, которое в пункте 10 Постановления об амнистии не указано.
Не является ограничением для применения амнистии и совершение нового преступления в период испытательного срока, установленного судом.
Следовательно, в связи с необходимостью освобождения М. от наказания по ст. 158 ч. 2 п. "г" УК РФ, в отношении нее не подлежали применению положения ст.ст. 74 ч. 5 и 70 УК РФ об отмене условного осуждения и назначении наказания по совокупности приговоров.
В связи с тем, что М. подлежала освобождению от условного наказания, она в силу ст. 86 УК РФ как лицо, освобожденное от наказания, считается несудимой, а погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью от 11 июля 2001 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 378 ч. 1 п. 5 УК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, постановил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 378 ч. 1 п. 5 УПК РСФСР
приговор Тюменского областного суда от 15 ноября 2001 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2002 года в отношении М. изменить, исключить указание о назначении ей наказания на основании ст. 70 УК РФ.
Эти же судебные решения в части осуждения М. по ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з", 162 ч. 3 п.п. "б", "в" УК РФ и на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений к 9 годам лишения свободы в воспитательной колонии оставить без изменения.
В остальном судебные решения в отношении нее также оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16 октября 2002 г. N 686-П02ПР
Текст постановления официально опубликован не был