Могут ли быть биоэквивалентными биотехнологические продукты?
В последнее время все чаще ведутся дискуссии вокруг биотехнологических воспроизведенных лекарственных средств. Инициаторами споров оказались не специалисты в области биотехнологий и не клинические фармакологи, а производители оригинальных биофармацевтических лекарственных препаратов. Суть дискуссий сводится к вопросу: можно ли воспроизведенные биотехнологические ЛС считать точными копиями оригинальных. Если да, то это означает, что мы имеем дело в биодженериками, и следовательно, такие препараты должны регистрироваться по упрощенной процедуре, а их производители смогут сэкономить значительные средства на доклинических и клинических исследованиях и конкурировать с производителями оригинальных биофармацевтических средств. Если нет, то процесс регистрации для копий оригинальных биотехнологических препаратов будет столь же сложен, как и для оригинальных. Таким образом, проблема квалификации биофармацевтических копий имеет научные и правовые аспекты.
В 80-х годах в мировой клинической практике появились биологические ЛС, получившие широкое применение в терапии тяжелых медицинских состояний: инсулины, эритропоэтины, факторы свертывания крови, гормон роста и др.
В 90-х годах ХХ в. и в новом столетии фармацевтические биотехнологии пережили период бурного развития. И в настоящее время именно с биофармацевтическими ЛС связывают прогресс медицины.
Примерами современных фармацевтических биотехнологических продуктов являются антитела bevacizumab, цетуксимаб для лечения онкологических заболеваний, в т.ч. рака кишечника (подавляют рост сосудов опухоли), эфализумаб и омализумаб ( для лечения тяжелых форм аллергии и псориаза), высокоактивные белки инсулин глулизин и детермир (применяемые для лечения сахарного диабета I и II типа), антитромботическое средство бивалирудин, препарат ланкреотид (угнетающий гормон роста) и первый оральный антихолерный белковый препарат.
Истечение срока патентной защиты на оригинальные биологические препараты привело к появлению на фармрынке группы воспроизведенных биологических ЛС.
Тут-то и встал вопрос о принципиальной возможности получить воспроизведенный биотехнологический препарат, не только сходный с оригинальным, но и идентичный ему. В странах Европы и США были инициированы исследования, которые убедительно доказали существенные различия в структуре, эффективности и безопасности между оригинальными и воспроизведенными биологическими препаратами.
Биотехнологическое производство как фактор качества
Различия объясняются процессом получения биологической молекулы или сложного комплекса молекул, который в значительной мере определяет свойства полученного продукта, поскольку процессы развиваются и происходят в живых клетках или организмах, функции которых неизбежно и непременно варьируют. В отличие от химических продуктов, различные серии биологических/биотехнологических продуктов в результате случайной вариабельности живых процессов, с помощью которых они получены, на молекулярном уровне гетерогенны, даже когда они созданы одним и тем же производителем.
Особенно от процессов производства, очистки и приготовления лекарственных форм зависят качество, безопасность и эффективность биосинтетических продуктов (высокомолекулярные продукты, полученные методом биосинтеза с использованием живых клеток [клеточных линий]: инсулин, гранулоцитостимулирующий фактор, соматотропин, эритропоэтин).
Производитель-оригинатор обладает большим объемом данных по всем без исключения этапам производства и всем важным промежуточным продуктам, системой контроля In-Process (внутреннего контроля) и референтных стандартов/индикаторов. С течением времени становятся необходимыми какие-то изменения, но эти изменения для него являются незначительными в отлично понимаемом, всесторонне валидированном процессе, при том что все другие аспекты производства остаются неизменными. Зачастую поэтапные процессы, разработанные для производства биологических ЛС, являются ценной интеллектуальной собственностью или ноу-хау. Оригинатор в состоянии сравнивать продукты, полученные до и после произведенных изменений, чтобы доказать регуляторным органам, что изменение принципиально не повлияло на продукт. Но даже оригинатор должен иногда перед изменением процесса производства представить новые клинические данные. Это зависит от результатов сравнительного изучения продуктов, на которые изменения оказали влияние.
Производитель копии должен также иметь весь объем данных по каждому этапу производства - от собственного банка клеток и процесса производства, включая важнейшие промежуточные продукты, до системы внутреннего контроля и референтных стандартов. Но у него нет доступа к данным оригинатора, к его клеточным субстратам и банку клеток, важнейшим промежуточным продуктам, референтным стандартам и реагентам, к комплексным или поэтапным методам валидации (например, Bioassays - биообразцам для анализов), и это не позволяет провести прямое и информативное сравнение процессов производства и биологических/биотехнологических продуктов оригинатора и производителя копии.
Поэтому воспроизведенные биологические вещества, скорее всего, будут отличаться от референтного продукта. Ни с точки зрения научной доказательности, ни с позиций безопасности пациентов нельзя необоснованно предполагать, что продукт, произведенный как копия, обладает такими же клиническими свойствами, что и продукт оригинальный.
Биосимиляры - неидентичные аналоги
Сейчас заканчивается срок патентной защиты многих биотехнологических препаратов и в мире появляется большое количество их копий, в большей или меньшей степени воспроизводящих оригинальный препарат. Они получили название биосимиляров (биосинтетический продукт, воспроизведенный в соответствии с инновационным биосинтетическим продуктом).
Вследствие невозможности точного воспроизведения технологии, биосимиляры не могут быть точной копией оригинального препарата и имеют значительные отличия в структуре молекулы, биологической активности, эффективности и иммуногенности. Биосимиляры также часто содержат бактериальные эндотоксины. Иммуногенность, а также активность каждого из биосимиляров могут иметь значительные отличия. Терапевтические протеины потенциально могут индуцировать иммунный ответ. Весьма значительная разница в иммунном ответе организма на введение биосимиляра и референтного продукта является доказательством их значительного отличия. Использование в клинической практике таких препаратов может не только сделать непредсказуемой клиническую эффективность, но и явиться причиной серьезных токсических осложнений.
Следствием вышесказанного явилось существенное ужесточение правил регистрации биосимиляров в Европе и США: в 2006 г. EMEA (Европейским медицинским агентством) были утверждены новые требования к регистрации биосимиляров, включающие доклинические и клинические сравнительные исследования, а также дополнительный мониторинг нежелательных явлений в течение первого года применения в клинической практике.
В законодательстве ЕС понятие "биосимиляр" не соответствует понятию "дженерик" ("генерик"), поскольку биосимиляр представляет собой высокомолекулярный белок, и поэтому нет уверенности в его достаточном соответствии оригинальному продукту.
В ЕС и США существует единое мнение о том, что ускоренная регистрация неприменима к биологическим лекарственным препаратам.
Законодательной основой регулирования обращения биосимиляров в странах EC являются "Код Сообщества по регулированию медицинских продуктов", "Приложение 1 (2003/63) к Директиве 2001/83" и "Руководство по регистрации биоаналогов".
Новое руководство EMEA по регистрации биомедицинских продуктов включает в себя "Общее руководство по регистрации биоаналогов" (сентябрь 2005 г.), "Руководство по проведению доклинических и клинических сравнительных исследований биоаналогов" (февраль 2006 г.), "Руководство по проведению сравнительного исследования качества биоаналогов" (февраль 2006 г.), Руководства по сравнительному исследованию каждой из четырех групп биомедицинских препаратов: рекомбинантного человеческого эритропоэтина (март 2006 г.); рекомбинантного человеческого гормона роста (февраль 2006 г.); рекомбинантного человеческого инсулина (февраль 2006 г.); рекомбинантного человеческого гранулоцитоколониестимулирующего фактора (февраль 2006 г.).
Для получения регистрации биосимиляра требуется исполнение всех требований, указанных в руководствах, если только у производителя нет серьезных аргументов, доказывающих отсутствие этой необходимости. Основными требованиями по проведению тестирования биосимиляров являются:
1) доклинические тесты:
in vitro - связывание с рецептором; пролиферация клеток;
in vivo - исследование активности на биологических моделях;
2) токсикологические тесты:
токсикологическое исследование с применением многократных доз (на животных соответствующего вида);
3) клинические тесты:
сравнительная фармакокинетика;
сравнительная фармакодинамика с использованием соответствующих клинических показателей (в случае эритропоэтинов - подсчет ретикулоцитов);
сравнительное двойное слепое исследование эффективности (6-12 мес.);
сравнительное исследование иммуногенной безопасности (6-12 мес.);
4) план фармакологического надзора - дальнейший контроль безопасности применения биосимиляра после получения регистрации.
В настоящий момент ВОЗ рассматривает следующие возможности контроля и мониторирования безопасности биосимиляров:
- назначение под индивидуальными МНН;
- назначение с обязательным указанием торгового наименования;
- назначение с обязательным указанием фирмы-производителя.
Вопросы безопасности биоаналогов
Новаторы в области биофармации постепенно приобретают опыт и накапливают данные о влиянии производственного процесса на продукт, но к этим данным нет и просто не может быть доступа у производителя продукта второго поколения. Поэтому использование той же самой линии генетически однородных клеток и идентичных процессов производства, очистки и приготовления лекарственных форм не гарантируют того, что продукт будет являться эквивалентом исходного соединения.
Так, эритропоэтин представляет собой гликопротеиновый гормон с длинными углеводородными цепочками. Состав углеводородов эритропоэтина, в частности наличие сиаловой кислоты, изменяет показатели его фармакокинетики. Кроме того, эритропоэтин неоднороден и состоит из нескольких различных изоформ, которые изначально образованы за счет гликозилирования. Изоформный состав зависит от происхождения клеточных линий, условий развития культуры и процедур очистки культур, в результате чего возникают различные виды гликозилирования как в пределах одной клеточной линии, так и в разных клеточных линиях. Ряд исследований показал, что различные изоформы эритропоэтина обладают различной биологической активностью. Присутствие большего количества кислотных или основных изоформ может снижать удельную активность, однако фактическое воздействие на удельную активность может быть минимальным, если их относительная концентрация является низкой. Дополнительные основные изоформы также связывают с сокращенным периодом полувыведения.
Недавнее исследование позволяет предположить, что, несмотря на то что эритропоэтины с различными изоформами могут демонстрировать похожие показатели эффективности, наличие серьезных различий в биологических свойствах может вызвать необходимость в применении различных норм маркировки. Эти исследования подчеркивают важность производства эритропоэтиновых продуктов по определенному алгоритму. Другая проблема, связанная с разработкой биоподобных веществ, это повышение иммуногенности. Иммуногенность биофармацевтических веществ может возрастать за счет многих факторов, включая вариации последовательности, гликозилирования, наличие загрязняющих веществ и попадание примесей, может быть связана и с технологическим процессом, приготовлением лекарственных форм, хранением и транспортировкой.
Иммуногенность - проблема, особенно актуальная в случае с эритропоэтином, поскольку антиэритропоэтиновые антитела оказывают нейтрализующее влияние на нативный белок, что приводит к прогрессирующей резистентной анемии. Кроме того, наличие загрязняющих веществ и попадание примесей, связанные с технологическим процессом, могут значительно изменить качество лекарства, его эффективность и профиль неблагоприятных событий.
Бразильские ученые и органы власти недавно занялись решением этой проблемы. Так, бразильское управление надзора ANVISA приостановило ввоз двух эритропоэтиновых продуктов от разных производителей на основании результатов проведенных им проверок. Кроме того, последнее исследование, в процессе которого проводился анализ эритропоэтиновых продуктов от разных производителей, установило различия между продуктами разных производственных партий и обнаружило недопустимые уровни бактериальных эндотоксинов.
Исследования показывают, что продукты эритропоэтина производителей вне Европы и США сильно отличаются от произведенных в этих странах. Подтверждают это следующие примеры.
Эритропоэтин является одним из широко используемых препаратов в практике онкологов и нефрологов. Примером комплексной оценки биосимиляров эритропоэтина (эпоэтина) служит исследование A.Sing из Бостона (США), изучавшего качество, эффективность и безопасность 47 биоаналогов, производимых различными фармкомпаниями в 16 странах мира, в т.ч. в России. Исследования проводились в 3 независимых лабораториях, 2 из которых находятся в США и в 1 в Бельгии.
Было установлено, что рН 9 образцов и осмолярность 21 препарата превышала допустимые нормы. По содержанию белка 1 образец не соответствовал спецификации по концентрации общего белка, и в 8 препаратах эритропоэтина его было больше нормы.
При оценке эффективности (на мышах) 9 образцов не соответствовали норме, а 6 - превышали пределы допустимых норм. В 2 образцах обнаружен бактериальный эндотоксин.
Безопасность многих инъекционных препаратов во многом зависит от содержания в них агрегатов. Согласно результатам данного исследования, в 29 образцах оно превышало допустимые нормы (а в 18 препаратах их было более 4%), что при трансфузии может привести к легочному дистресс-синдрому и изменить иммунологический профиль препарата. И 35 образцов содержали дополнительные щелочные изоформы, которые могут снизить клиническую эффективность.
Проведенное исследование показывает, что изученные биосимиляры неэквивалентны оригинальному эритропоэтину альфа и представляют собой иные биотехнологические продукты.
Другим примером являются различия в физико-химических свойствах между оригинальным эноксапарином (клексаном) и воспроизведенными низкомолекулярными гепаринами, проявляющиеся в большей - на 50% - активности по связыванию активированного Х фактора свертывания крови.
Все вышеизложенное говорит о том, что биосимиляры должны проходить полноценный цикл исследований (крупные клинические исследования, фармакокинетические изучения), иметь полные фармако-химические характеристики, а самое главное, данные по безопасности препарата.
Биофармацевтические аналоги в России
В настоящее время в России отсутствуют нормативные документы, которые регулируют обращение биологических ЛС. Таким образом, здоровье пациентов, которым назначаются воспроизведенные биологические ЛС, подвергается серьезному риску.
Предлагается гармонизировать нормативные документы в области обращения ЛС с документами стран ЕС и США:
- Внести изменения в ФЗ N 86 "О лекарственных средствах" (ввести определения "биологические лекарственные средства" и "воспроизведенные биологические лекарственные средства", сформулировать требования по дополнительной маркировке и оформлению биологических ЛС, процедуре государственной регистрации).
- Ввести требование о предоставлении документов по доклинической и клинической оценке эффективности воспроизведенных биологических ЛС при их регистрации.
- В инструкцию по применению внести указание: "Является воспроизведенным биологическим лекарственным средством. Отпуск препарата в аптечном учреждении в качестве замены оригинального препарата без согласования с врачом запрещен".
- Запретить замену биологических ЛС в аптеке в рамках МНН без согласования с врачом (была разрешена Приказом МЗСР от 12.02.2007 г. N 109).
- Разрешить формирование заявок на закупку биологических ЛС при проведении аукционов по торговому наименованию.
Ю.Б. Белоусов,
д.м.н., профессор, главный клинический
фармаколог Росздравнадзора
"Ремедиум", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru