Американская компания имеет филиал в г. Москве и региональные подразделения. Все договора с российскими заказчиками заключаются московским филиалом. Региональные подразделения также стоят на учете в налоговых органах по месту осуществления своей деятельности, но не наделены правом от имени компании совершать сделки и финансовые операции.
Каким образом должны формироваться доходы и расходы между подразделениями иностранного юридического лица и его филиалом в г. Москве?
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
Согласно пункту 4 статьи 307 Кодекса, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.
Методика определения передаваемых доходов и расходов для пропорционального их включения в состав доходов и расходов постоянного представительства или нескольких постоянных представительств отражена в Методических рекомендациях налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150.
Кроме того, при налогообложении прибыли иностранной организации, являющейся резидентом США, необходимо учитывать положения Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92 года (далее - Договор).
Согласно пункту 3 статьи 6 Договора, при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие распределяемые расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследования и развитие, проценты и плату за управление, консультации или техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только нет веской и достаточной причины для его изменения.
Необходимо учитывать, что состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в том же порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и установлен статьями 253-269 Кодекса.
Таким образом, доходы и понесенные расходы, распределяемые головным офисом своим отделениям в Российской Федерации, исчисляются на основе принятой и закрепленной в документах головного офиса методике распределения доходов и расходов, подписанной руководителем головного офиса, которая должна быть представлена в налоговый орган Российской Федерации по месту постановки на учет иностранной организации.
Специалисты Минфина России
1 июля 2008 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 13, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.