Об окончании реформы бухгалтерского учета и об отмене
лицензирования аудиторской деятельности говорить еще рано
Девятый международный форум бухгалтеров и аудиторов, информационным партнером которого стал и журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", по традиции состоялся в Государственном Кремлевском дворце. Представители федеральных профильных министерств и ведомств, а также ведущие российские ученые и практики собрались 27 мая, чтобы поговорить о предстоящих изменениях в бухгалтерской и аудиторской профессии.
Практически все выступавшие сошлись во мнении, что реформа бухгалтерского учета в Российской Федерации длится уже более 10 лет, но еще далека от своего завершения. И основная задача на будущее - сближение российского бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности.
По словам первого исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.В. Мурычева, сближение российского налогового учета, бухгалтерского учета и МСФО просто необходимо. На практике российский бизнес по-прежнему испытывает чрезмерную нагрузку в связи с необходимостью вести тройной учет. Правильно составленная, вовремя и в полном объеме представленная отчетность становится первоочередной задачей бизнеса. Это свидетельствует об избыточном контроле бизнеса государством, недоверии к предпринимателям со стороны государства. В целом проблема необоснованного различия налоговых и бухгалтерских правил увеличивает издержки организаций. Налоговый учет может отличаться от бухгалтерского только в тех случаях, когда общественная польза от таких различий превышает издержки юридических лиц, считают в РСПП.
"Общими усилиями мы должны доказать властям, что предприниматели изменились и им не нужен тотальный контроль, что бизнес стремится работать честно", - сообщил А.В. Мурычев. Определенные результаты переговоров бизнес-сообщества с государством, по словам вице-президента РСПП, уже есть. С 2009 г. Правительство РФ планирует увеличить в 1,5 раза объем затрат, которые предприятия смогут отнести на себестоимость при НИОКР, даже если результат исследований оказался отрицательным. Планируется и отказаться от налогообложения средств работодателя, направленных на обучение своих сотрудников.
Также серьезной проблемой, по мнению РСПП, является дефицит специалистов в области МСФО. Можно смело говорить, что сегодня и средний бизнес активно выходит на внешние рынки. В дальнейшем проблема нехватки специалистов по международным стандартам будет ощущаться все более остро. Это еще одна причина, по которой РСБУ и МСФО должны идти по пути сближения.
Существенная часть форума была посвящена развитию аудиторской профессии в России. Заместитель директора департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.В. Крикунов сообщил, что отмена лицензирования аудиторской деятельности возможна не ранее 1 января 2009 г., так как соответствующие поправки в некоторые нормативно-правовые акты еще не готовы. Правда, финансовое ведомство, возможно, не дожидаясь комплексных поправок, внесет некоторые коррективы, позволяющие аккредитованным аудиторским объединениям проводить проверки аудиторских компаний, не являющихся членами таких объединений. Он также отметил, что работа по совершенствованию нормативно-правовой базы для аудиторской деятельности ведется регулярно.
Правительство РФ Постановлением от 16 февраля 2008 г. N 80 утвердило Положение о лицензировании аудиторской деятельности. Этот документ более четко формулирует лицензионные требования и условия. Кроме того, Минфин России приказом от 7 апреля 2008 г. N 38н утвердил формы документов, используемых в процессе лицензирования отдельных видов деятельности. Этот приказ уже прошел регистрацию в Минюсте России и в ближайшее время будет размещен на официальном сайте финансового ведомства.
Продолжается работа и в области контроля качества аудиторских услуг. В планах Минфина России разместить на своем интернет-портале масштабный документ, посвященный вопросам контроля качества аудиторских услуг в 2007 г. Также будет опубликован проект методических рекомендаций по внутреннему контролю аудиторских организаций.
По словам А.В. Крикунова, сегодня продолжается совершенствование процессов стандартизации. Утверждены четыре новые программы повышения квалификации аудиторов, проведен анализ действующих учебных центров, выпущены соответствующие рекомендации. Четыре учебно-методических центра исключены из государственного реестра.
Развитие общественного надзора в сфере аудиторской деятельности - также неотложная задача. Текущий год является годом, когда в странах европейского сообщества должны быть созданы органы общественного надзора. "Мы считаем, что таким органом станет Совет по аудиторской деятельности. На протяжении пяти лет он участвует в решении всех кочевых проблем в аудиторской профессии", - сообщил представитель Минфина России.
Весьма интересным было выступление председателя Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В. Степашина. Он отметил, что, по самым минимальным оценкам, в России функционирует 28 ведомств, имеющих контрольные функции. В связи с этим в прошлом году представители Счетной палаты обратились к Президенту РФ с предложением о переходе к новой модели организации контрольного процесса в стране. Суть этой модели заключается в формировании единого для всех контрольных органов сводного плана проверок. Данное предложение было поддержано, и в настоящее время ведется работа по его практическому внедрению.
Интересно, что по данным, озвученным в ходе мероприятия другими выступавшими, в 2007 г. более 60% предприятий были проверены различными государственными структурами пять и более раз. В этом же году среднестатистическое предприятие направило один и тот же показатель своей деятельности в восемь-девять различных контролирующих органов.
И.Е. Зубарева,
корреспондент журнала "Финансовые
и бухгалтерские консультации"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru