Изменения налогового законодательства в 2008 году
Налоговая система Российской Федерации находится в постоянной динамике. Каждый год законодатели вносят изменения, дополнения и поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Не исключение и текущий год. Большинство внесенных законодательством изменений, согласно ст. 5 части первой НК РФ, вступают в действие с 1 января 2008 г. Но если изменения улучшают положение налогоплательщика, то они имеют обратную силу и действуют уже в 2007 г. (соответственно ст. 5 части первой НК РФ). Рассмотрим наиболее существенные и значимые изменения налогового законодательства.
Акцизы (гл. 22 НК РФ)
Федеральный закон от 16.05.07 N 75-ФЗ вносит в данную главу изменения, предусматривающие индексацию в 2008-2010 гг. специфических ставок налога на большинство подакцизных товаров. Исключение составляют нефтепродукты, ставки акцизов по ним сохраняются на действующем уровне. Индексация ставок акцизов будет производиться в следующих размерах: в 2008 г. на 7% по отношению к 2007 г.; в 2009 г. на 6,5% по отношению к 2008 г.; в 2010 г. на 6% по отношению к 2009 г.
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)
В данную главу внесены самые существенные изменения. В основном они коснулись выплат по страхованию, и несколько расширен перечень налоговых льгот.
Рассмотрим наиболее существенные изменения гл. 23 НК РФ.
Изменения внесены в ст. 212 гл. 23 НК РФ "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды". Из доходов, включаемых в налоговую базу, теперь исключены суммы материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство, либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, но при условии, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии со ст. 220 гл. 23 НК РФ.
Ст. 213 гл. 23 НК РФ дополнена нормами, регулирующими порядок включения в налоговую базу сумм взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (при выплате выкупной суммы). Обязанность по удержанию и уплате налога возлагается на соответствующий негосударственный пенсионный фонд.
Вновь установлен порядок (ст. 214 гл. 23 НК РФ) определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках. В отношении таких доходов налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам, исходя из ставки рефинансирования Центробанка, действующей в течение периода, за который начислены соответствующие проценты, а по вкладам в иностранной валюте из 9% годовых. Но здесь внесены дополнения (ст. 217), когда проценты по рублевым вкладам могут и не подпадать под налогообложение, даже когда они превышают ставку рефинансирования. Такое возможно в том случае, когда на момент заключения или продления договора проценты не были выше ставки рефинансирования, и впоследствии размер процентов не повышался, а с момента, когда ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, прошло не более трех лет.
Расширен перечень доходов, не включаемых в налоговую базу (ст. 217 гл. 23 НК РФ).
Не облагаются налогом суммы единовременной материальной помощи налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, независимо от источника выплаты, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории России.
Также теперь не включаются в налогооблагаемую базу суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), а также суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет бюджетов всех уровней.
В новой редакции изложен пункт 9 ст. 217 гл. 23 НК РФ, регулирующий порядок невключения в налоговую базу сумм оплаты путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации. При этом расширен перечень источников финансирования затрат: кроме чистой прибыли теперь такие расходы могут финансироваться за счет бюджетных средств и средств хозяйствующих субъектов, использующих специальные налоговые режимы.
Установлен предельный размер суточных, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. Он составляет 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории России и 2,5 тыс. руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.
Изменения в ст. 219 вводят дополнительное ограничение по суммам социальных налоговых вычетов в отношении расходов на обучение, медицинское лечение, расходам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договору добровольного пенсионного страхования - общая сумма вычета не может превышать 100 тыс. руб. в налоговом периоде (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение).
Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ)
Изменения, касающиеся данной главы, незначительны. В основном претерпела изменения ст. 243 гл. 24 НК РФ (пункт 3). Решена проблема уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу в IV квартале налогового периода. По действующему сегодня законодательству исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу производится налогоплательщиками в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца. Но, согласно ст. 240 НК РФ, отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Получается, что в течение IV квартала ежемесячные авансовые платежи уплачивать не надо. С 1 января 2008 г. эта проблема будет решена. Согласно новой редакции ст. 243 НК РФ, по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики обязаны производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу в течение налогового отчетного периода. В эту же статью включена норма, предусматривающая определение суммы налога (авансовых платежей по налогу) в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды в полных рублях.
Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)
Незначительные изменения данной главы связаны с уточнением перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ). Так, в перечень данных доходов включены суммы НДС (подлежащих налоговому вычету) при передаче имущества в уставные капиталы; суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с российским законодательством и др.
Изменены и ст. 256 и 257 НК РФ. Требования налогового законодательства в части отнесения имущества к объектам внеоборотных активов снова соотнесены с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета - и объекты основных средств, и объекты нематериальных активов могут быть признаны амортизируемым имуществом, если их стоимость превышает 20 тыс. руб. за единицу.
Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)
Федеральным законом от 17.05.07 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены некоторые изменения по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход.
Внесены изменения в порядок перехода на упрощенную систему налогообложения организаций, которые наряду с общим режимом налогообложения переведены по отдельным видам предпринимательской деятельности на единый налог на вмененный доход. В настоящее время такие организации при переходе на упрощенную систему налогообложения должны в качестве ограничения учитывать доходы по всем видам деятельности, независимо от применяемых в отношении их налоговых режимов. По новым правилам предельная величина доходов, установленная пунктом 2 ст. 346.12 НК РФ, определяется по тем видам предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с новым режимом налогообложения и в отношении которых осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения. Эти новые правила вступают в силу с 1 января 2008 г., то есть при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009 г. При этом организации, изъявившие желание со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения, при подаче заявления в налоговый орган по месту своего нахождения должны сообщать не только о размере доходов за девять месяцев текущего года, но и о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)
Вышеназванным Федеральным законом 85-ФЗ внесены некоторые изменения и поправки в единый налог на вмененный доход. Поправками, внесенными в пункт 7 ст. 346.29 НК РФ установлено, что значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее, чем календарный год. Это означает, что значения К2 не могут меняться в течение календарного года. Если нормативный правовой акт данных органов власти о внесении изменений в действующее значение корректирующего коэффициента К2 не будет принят и опубликован в законодательном порядке до 1 декабря 2007 г., то в 2008 г. будут действовать значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, действовавшие в 2007 г.
Налог на имущество юридических лиц (гл. 30 НК РФ)
Изменения касаются порядка расчета налоговой базы. В настоящее время в соответствии со ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период исчисляется путем деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового (отчетного) периода и первое число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Федеральным законом N 216-ФЗ в порядок расчета среднегодовой стоимости имущества внесено изменение. При этом порядок расчета стоимости имущества при определении авансовых платежей остался прежним. На это следует обратить внимание, так как изменение расчетов среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества вступает в силу только с 1 января 2008 г. Начиная с расчетов за 2008 г., среднегодовая стоимость имущества за налоговый период будет определяться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Таким образом, при исчислении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период вместо остаточной стоимости имущества по состоянию на 1 января следующего за налоговым периодом года будет учитываться остаточная стоимость имущества по состоянию на последнее число налогового периода, то есть на 31 декабря. Такие изменения налогового законодательства обусловлены тем, что налоговым периодом по налогу на имущество, согласно НК РФ, признается календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря. Многие организации, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, проводят по состоянию на 1 число отчетного периода переоценку объектов основных средств, что изменяет первоначальную стоимость основных средств. Среднегодовая стоимость имущества, исчисленная по новым, вступающим в силу с 1 января 2008 г. правилам, будет меньше у тех организаций, у которых остаточная стоимость имущества по состоянию на первое января года, следующего за налоговым периодом, увеличивается по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31 декабря налогового периода в случае проведения переоценки в виде дооценки основных средств.
Налог на землю (гл. 31 НК РФ)
Согласно НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов муниципальных образований и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом ст. 31 НК РФ определены две величины налоговых ставок в размере 0,3 и 1,5% от налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка). Предельная величина налоговой ставки 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для остальных земельных участков предельная налоговая ставка не должна превышать 1,5%.
Согласно Земельному кодексу РФ, земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. При установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом в гл. 31 не было указаний на порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в пользовании организации. Поэтому в ст. 391 гл. 31 НК РФ включено положение о порядке определения налоговой базы в отношении таких земельных участков.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, должна определяться по каждому муниципальному образованию. В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
В гл. 31 НК РФ внесены изменения в отношении порядка доведения до налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно действующему законодательству, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года. Изменение, внесенное в данную главу кодекса, предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством РФ. Это связано с тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Такими сведениями обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также ФНС России, которой эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости.
В гл. 31 НК РФ внесены уточнения в отношении отчетных периодов и уплаты авансовых платежей, согласно которым отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года. По истечении отчетных периодов уплачиваются авансовые платежи. Фиксированная сумма авансовых платежей рассчитывается в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление авансовых платежей производится по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода.
Мы рассмотрели основные изменения, внесенные законодательством в НК РФ. В 2007 г. принят ряд новых документов, о которых напоминаем нашим налогоплательщикам.
Письмо ФНС РФ от 09.07.07 N ЧД-6-25/536 "О предоставлении налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности в налоговый орган". Начиная с 1 января 2008 г. все организации, независимо от среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не позднее 20 января текущего года должны предоставить в налоговый орган сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год.
Указанные сведения предоставляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов в налоговый орган по месту нахождения организации. До 2008 г. такие сведения предоставляли только те организации, у которых среднесписочная численность превышала 250 человек.
Указание ЦБ РФ от 20.06.07 N 1843-у "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя". Данное указание устанавливает следующее.
1. Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающим 100 тыс. руб.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в т.ч. социального характера), командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, выплаты страховых возмещений по договорам страхования физических лиц с учетом положений пункта 1 настоящего указания.
В.М. Меркишина,
ст. преподаватель кафедры УЭФ
ФППОП ММА им. И.М. Сеченова
"Главврач", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru