Ключевые моменты и логика принятия
Самой свежей новостью в сфере государственного заказа на сегодняшний день является идея создания федерального портала государственных закупок, о которой недавно рассказала заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Анна Катамадзе. Сейчас у каждого государственного заказчика имеется интернет-портал для работы в сфере госзаказа - с индивидуальной системой поиска, особым интерфейсом. В результате поставщик, заинтересованный в получении государственного заказа и стремящийся понять, какая структура закупок, на каком уровне и в каком конкретном регионе существует, должен просмотреть более 3 тыс. сайтов.
Обилие и разобщенность сайтов усложняют и анализ работы государственных и муниципальных заказчиков. Аналитическая информация сегодня подается в бумажном виде и отстает от практики размещения госзаказа. Еще одна проблема подобной пестроты порталов - отсутствие возможности осуществления своевременного контроля. Выстроить в подобной ситуации целостную картину происходящего в системе государственного заказа достаточно трудно.
Решить все эти проблемы призван федеральный портал государственных закупок, введение которого намечено на 1 января 2010 г. Здесь будет создано информационное пространство с едиными параметрами поиска и общей базой данных по всем государственным закупкам в стране. Возникнет новый портал на базе действующего федерального портала. Минэкономразвития России уже неоднократно признавал, что сайт функционирует не в полную силу из-за недоработанного интерфейса, отсутствия аналитической информации и т.д. С 1 апреля этого года посетители сайта www.zakupki.gov.ru получили возможность протестировать его и внести свои предложения по доработке.
Основное отличие нового портала - увеличение технического потенциала и возможность построить работу в системе госзаказа на более высоком уровне. У каждого зарегистрированного пользователя появится личный электронный кабинет, где заказчик сможет публиковать данные не в виде файлов Word, а в виде электронного бланка с вписанной в него информацией. Теперь при проведении большого количества конкурсов или аукционов одну и ту же информацию не придется размещать несколько раз: достаточно дублировать сведения в виде заполненного шаблона, изменяя данные в некоторых графах.
Все описанные нововведения должны обеспечить единообразие подачи информации, а также решить проблему потери протоколов и позволить заказчикам самостоятельно распоряжаться документами. Более того, сайт будет играть роль контролера, предупреждающего о процессуальных нарушениях всплывающим окошком уведомления. Если заказчик не исправит ошибку, неправильно оформленный заказ будет выделен в списке цветом. Безусловно, введение этой системы не гарантирует отсутствия нарушений, однако позволит существенно сократить их число.
На сегодняшний день в стране сложилась странная практика: у одного заказчика могут быть один или несколько уполномоченных лиц в сфере государственного заказа, причем каждый из них называет себя по-разному. В результате выявить, какие закупки осуществляет то или иное ведомство в целом, практически невозможно. Ключевая инновация портала - размещение единого списка всех государственных заказчиков. Так, заказчики федерального подчинения будут разделены на три группы: субъект бюджетного планирования, главный распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств. Наименования крупных заказчиков будут определены исходя из официальных нормативно-правовых актов, а подведомственным бюджетным учреждениям при регистрации на новом сайте придется заполнить строку своей подведомственности. Таким образом планируется создать структурированную базу данных по всем госзаказчикам федерального уровня, где в режиме реального времени будут отображаться количество проведенных торгов, способы размещения заказов, удельный вес каждого заказа в общем объеме, экономия бюджетных средств и многое другое.
Но что региональным и муниципальным властям делать с собственными информационными ресурсами? Федеральный закон N 94-ФЗ учитывает, что данные о государственных закупках размещались на большом количестве сайтов. Поэтому создание общероссийского портала не означает закрытия региональных и муниципальных сайтов, которые могут остаться дополнительным источником информации о госзаказе и внутреннем мониторинге цен, особенно при отмене соответствующих печатных изданий. Однако региональные сайты потеряют статус официальных, тогда как общероссийский портал станет единственным информационным ресурсом, причем в перспективе предполагается обеспечить юридическую значимость выполняемых на нем действий.
Коротко о важном
Новая редакция Федерального закона N 94-ФЗ предусматривает оценку квалификационных критериев при проведении конкурсов в пределах 20%. Заказчик вправе оценить любые параметры, заданные документацией: опыт работы, деловую репутацию, профессионализм персонала и т.д. При выполнении отдельных видов работ, определенных законом, эта цифра может увеличиваться на 45%. Согласно ст. 17 закона контролирующие органы не вправе вмешиваться в оценку заказчика: если он, исходя из представленных документов, поставил одному претенденту 20%, а другому - 0%, никто не может повлиять на принятое решение.
Известно, что государственный контракт не может быть расторгнут в одностороннем порядке. В итоге заказчики часто сталкиваются с ситуацией, когда контракт не исполняется либо исполняется с существенным нарушением условий, однако расторгнуть его можно только через суд. Рассмотрение дела затягивается, а заказ необходимо выполнить в срок. Для защиты интересов государственных заказчиков в таких ситуациях в 2007 г. была введена норма, связанная с возможностью проведения котировок без ограничения цены. В соответствии с данной нормой при неисполнении контракта заказчик имеет право подать в суд иск о расторжении контракта, а суд согласно процессуальному кодексу может наложить на исполнение контракта обеспечительные меры. В этом случае речь идет не о рассмотрении дела по существу, а о приостановлении действия контракта и возможности применения запроса котировок без ограничения цены по закрытому списку жизненно важной продукции (поставки продовольствия, топлива, медикаментов и т.д.).
15-20% от возможного
Начальник управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев в одном из своих выступлений заметил, что на данный момент Федеральный закон N 94-ФЗ работает примерно на 15-20% от своих возможностей.
Федеральная антимонопольная служба обозначила ряд приоритетных направлений развития системы государственного заказа, одним из которых стало внедрение экономических механизмов защиты заказчика. До недавнего времени основным способом обеспечения интересов государственных заказчиков считалось требование предварительной квалификации. Однако такое требование оказалось палкой о двух концах: с одной стороны, оно оберегало госзаказчика, с другой - использовалось самими госучреждениями для отсечения "ненужных" претендентов.
Еще одним аргументом за более активное применение экономических мер по защите интересов госзаказчиков стала инфляция. Осенью 2007 г. было зафиксировано множество случаев, когда компании-победители, заключившие контракт, отказывались выполнять свои обязательства в силу быстрого роста цен. ФАС приходилось разбираться с такими проблемами: в подавляющем большинстве случаев заказчики не требовали гарантий обеспечения обязательств, и это развязывало руки поставщикам. Выставлять требование по гарантиям обеспечения обязательств - право заказчика в случае заключения контракта на сумму до 50 млн руб. и обязанность в случае большей суммы. Однако практика показывает, что применение данного положения способно защитить заказчика от множества дополнительных проблем даже при небольшом заказе.
Все дело в деталях
Вопрос детализации товаров, работ и услуг по-прежнему остается актуальным. Ясно, что легче проводить аукцион или конкурс по лоту, требования к которому максимально полны. Детализация ограничена Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135 "О защите конкуренции". Если предъявленным требованиям соответствует услуга или товар только одного производителя, это является основанием для разбирательства вопроса о защите конкуренции. Такие дела ФАС уже рассматривала и даже вынесла несколько решений.
Похожая проблема - вопрос эквивалентности. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на аукционах заказчики вправе указывать предпочтительную торговую марку, а на конкурсах - нет. Если заказчик все же вынужден указать марку, он обязан дописать рядом "или эквивалент" и указать параметры этой эквивалентности; в случае отсутствия такой приписки у представителей контролирующих органов могут возникнуть вопросы.
Справка
Сегодня в реестре недобросовестных поставщиков содержится более 700 компаний. Весной из реестра впервые была исключена фирма, которая "отбыла" в нем двухгодичный срок наказания.
Федеральная антимонопольная служба продолжает настаивать на аукционе как на приоритетной форме размещения государственного заказа. По словам М. Евраева, на аукционе ФАС России начальная цена лота на обслуживание компьютерных программ и систем, связанных с учетом прибывающих мигрантов, составила 760 млн руб., а конечная - 230 млн. Другой пример: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию провело аукцион на закупку вакцины против гепатита Б, в результате стоимость контракта снизилась с 3,5 млрд руб. до 1 млрд. Однако наиболее показательными, по мнению представителя ФАС, являются средние цифры. Так, за первый год проведения аукционов экономия по Министерству здравоохранения и социального развития РФ составила 30% (2007 г.), по Республике Татарстан - 20% (2006 г.).
Болезненный вопрос - обращения заказчиков в ФАС за разрешением разместить заказ у единственного поставщика. Федеральная антимонопольная служба такие разрешения давать не вправе (за исключением случаев, когда никто не пришел на торги или не отозвался на запрос котировок). Некоторые территориальные управления ФАС подписывали подобные бумаги и до сих пор выдают их на региональном уровне, однако эти документы не имеют силы.
Кстати, Федеральная антимонопольная служба сейчас стремится упорядочить свою работу, унифицировать практику, чтобы уйти, наконец, от ситуации, когда по аналогичным делам принимаются противоположные решения. Центральное управление ФАС признает, что ее территориальные управления (сейчас их 74, но в скором времени станет больше) различаются по уровню профессиональной подготовки и отстающих необходимо подтянуть. Возможно, центральный аппарат получит право отмены решения территориального управления (пока такие вопросы решаются через суд).
Сегодня ФАС при уже заключенном контракте, как правило, играет роль статиста: она фиксирует нарушения, но не имеет права обратиться в суд. В будущем центральному аппарату и территориальным управлениям ФАС планируется вменить в обязанность обращение в суд при обнаружении нарушений в подписанном контракте.
Введение КоАП РФ, расширение перечня аукционов, вывод стройки на аукционную основу, определение порядка оценки на конкурсах позволяют Федеральной антимонопольной службе надеяться на то, что в ближайший год исполнение государственного заказа поднимется на более высокий уровень.
А. Андреева
"Бюджет", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.