"Карелия готова пожинать плоды стабильности в стране"
(интервью с С.Л. Катанандовым, главой Республики Карелия)
На вопросы журнала "Управление персоналом" отвечает Глава Республики Карелия Сергей Леонидович Катанандов.
- Президент Медведев провозгласил курс на снижение административного давления на бизнес. Как эту задачу лучше реализовать в Вашем регионе?
- В Карелии этими вопросами ведают несколько ведомств и специальных правительственных комиссий. В том числе действует Совет по малому предпринимательству; с его помощью бизнесмены могут напрямую обращаться с предложениями к руководству республики и определять наиболее желательные для себя формы государственной поддержки малого бизнеса.
При участии членов Совета была разработана концепция региональной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства. Помимо прочего, концепция содержит мероприятия, направленные на решение проблем, обозначенных Дмитрием Медведевым. В частности, программа подразумевает составление перечней имущества для сдачи в аренду субъектам малым предприятиям, формирование гарантийного фонда по обязательствам субъектов малого предпринимательства, грантовую поддержку начинающих предпринимателей.
К тому же сейчас ведется активная подготовка к запуску сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формированию региональных и муниципальных фондов микрофинансирования, региональных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в малые компании.
Так, в этом году в Петрозаводске открыт бизнес-инкубатор, где для начинающих предпринимателей создано 120 рабочих мест, оборудованных мебелью, оргтехникой и связью. Также открыт Интернет-портал для малого и среднего бизнеса Карелии, проводятся семинары и конференции, разработаны бизнес-планы для малых предприятий из 7-и районов. Совместно с Торгово-промышленной палатой Карелии и Карельским агентством поддержки малого и среднего бизнеса в 5-и районах республики организованы пункты бесплатных консультаций по ведению бизнеса.
Одна из главных задач, которую ставит перед собой Правительство Карелии в этой сфере - это создание условий для прихода малых предприятий в такие сектора, как промышленность, транспорт, связь, здравоохранение и наука.
Также в Карелии действует Координационный совет по противодействию коррупции и криминализации экономики. 9 июня советом была одобрена методика антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Она позволит выявлять и исправлять нормы, способствующие проявлениям коррупции. Прежде всего, речь идет о сведении к минимуму случаев, когда чиновник может трактовать ту или иную норму по собственному усмотрению, о сокращении и упрощении административных процедур. Особое внимание уделено четкости формулировок нормативно-правовых актов, а также тем последствиям, которыми чреваты "пробелы в законодательстве". Важное место отведено ответственности госслужащих за правонарушения, вопросам общественного контроля и прозрачности работы государственных учреждений. При этом каждый пункт методики снабжен конкретными примерами из действующего российского законодательства, комментариями специалистов и описанием методов профилактики коррупции. Этой методикой могут пользоваться органы государственной власти, муниципалитеты, силовые и надзорные ведомства, общественные организации.
Кроме того, в начале июня я внес в республиканский парламент проект регионального закона о противодействии коррупции, который был разработан совместно с прокуратурой Карелии.
В дополнение к этим мерам министерствам и ведомствам поручено в срок до 1 июля представить подробные и четкие планы антикоррупционной работы, причем они не должны дублировать основные функции учреждения или совпадать с мероприятиями из общереспубликанского плана.
- РСПП предлагает снизить НДС до 10-и процентов. Интересно Ваше мнение по ставкам НДС и по системе налогообложения в целом, особенно по отмене ЕСН и переходу страны на взимание налога с физических лиц, а не с бизнеса (в США большая часть бюджета формируется за счет налогов, в основном, богатых граждан).
- Особенностью налоговой системы России на современном этапе является ее жесткая централизация. Основные, а по федеральным налогам практически все, "правила игры" устанавливает федеральный законодатель. И единый социальный налог, и налог на добавленную стоимость являются федеральными. Но, несмотря на то, что указанные налоги не поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации, их влияние на социально-экономическое развитие регионов, несомненно, велико.
На сегодняшний день единый социальный налог является источником формирования государственных социальных фондов и одним из немногих "целевых" налогов. Средства от поступления единого социального налога используются на выплату пенсий и социальных пособий гражданам, поэтому, наверное, рано говорить об его отмене. Более того, по единому социальному налогу применяется регрессивная шкала ставок, что стимулирует работодателей не выплачивать заработную плату работникам в конвертах, а также повышать ее размер, и это косвенно способствует повышению уровня жизни населения.
Что касается предложений по снижению НДС и переходу к единой ставке этого налога, то здесь необходимо учитывать, что будут отменены не только действующие ставки, но и нулевая ставка, применяемая экспортерами. Поскольку в Карелии крупнейшие предприятия ориентированы на экспорт, повышение нулевой ставки налога на добавленную стоимость может негативно отразиться на финансовом положении региона. В этой связи я считаю, что такой шаг требует самого серьезного и подробного анализа.
Что касается идеи взимать налоги не с юридических, а с физических лиц, то сейчас мне этот шаг не кажется особо актуальным, поскольку доходы населения в России и в США пока, увы, несопоставимы.
В целом, я думаю, что глобальных изменений в налоговой системе пока не требуется. Основное внимание следует уделить повышению эффективности администрирования. Налоговая политика должна создавать максимально комфортные условия для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития.
- IT-технологии позволили нашему журналу более 90 процентов сотрудников перевести на надомную работу. В том числе, в регионах. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы этот процесс усилился (что приведет к снижению нагрузок на транспорт и выравниванию зарплат)?
- 90 процентов населения Карелии вряд ли удастся перевести на надомную работу, ведь помимо служащих есть рабочие, сотрудники туристических предприятий, труженики сельского хозяйства и так далее. В нашем регионе информатизация сосредоточена, прежде всего, в таких сферах как государственное управление, образование, медицина и развитие предпринимательства.
Например, сервер правительства Карелии практически с момента своего создания стабильно входит в десятку самых посещаемых официальных ресурсов российского Интернета, а по информационной открытости региональных органов власти мы занимаем второе место в России, опережая даже Москву и Санкт-Петербург.
Интернет позволяет нам не только информировать население, но и получать эффективную обратную связь, упрощать многие процедуры. Я, например, ежегодно провожу Интернет-видеоконференцию для граждан, в которой могут принять участие все желающие. К 2012-му году мы планируем сформировать в республике надежно работающую систему электронного правительства.
Что касается науки и образования, то Петрозаводский университет был в числе пионеров информационных технологий в нашей стране. Сейчас университетские команды по программированию регулярно участвуют в международных первенствах и занимают призовые места. Кроме того, с недавнего времени университет с успехом проводит международные сборы для молодых программистов.
Все без исключения школы Карелии подключены к сети Интернет. Также Карелия стала одним из 6-и пилотных регионов, участвующих в федеральном проекте информатизации системы образования. На эти цели удалось привлечь более 3,5 млн. долларов. В результате создано 18 межшкольных методических центров, оказывающих методическую, информационную и техническую поддержку учебным заведениям. Эти же центры обеспечивают доступ всех учреждений общего и начального профессионального образования республики к современным образовательным информационным ресурсам и ведут разработку современных электронных учебных материалов. Параллельно в республике развивается система дистанционного образования и повышения квалификации.
Одновременно расширяется инфраструктура доступа к информационным ресурсам и услугам. К ней относятся и уже упоминавшаяся сеть межшкольных методических центров, а также пункты коллективного доступа на базе почтовых отделений, современная система телефонии и оптоволоконные линии связи.
Большой вклад в информатизацию малого бизнеса внес проект "Электронная Карелия" с общим объемом финансирования около 2 млн. евро. В рамках проекта прошли обучение более 350-и предпринимателей, а в 5-и городах республики были созданы 140 точек открытого доступа к бизнес-ресурсам в сети Интернет.
В 2008-ом году мы запускаем масштабный проект по развитию телемедицины. Сперва будет создан центр телемедицины в Петрозаводске и как минимум 4 телемедицинских пункта в районах республики. Затем к этим пунктам присоединятся все центральные районные больницы Карелии. Время окончания всего проекта - 2012-й год.
- Какие проблемы испытывает регион с трудоспособным населением, ростом образовательного уровня и квалификации специалистов?
- В разных районах Карелии складывается разная ситуация на рынке труда. К примеру, в столице республики на 1 рабочее место претендует 1 специалист, а в Калевальском районе на 1 вакансию приходится 44 человека.
Если говорить о специальностях, то острее всего ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих, инженеров некоторых специальностей, воспитателей дошкольных учреждений и младшего медицинского персонала.
Проблема обеспечения республики квалифицированными кадрами возникла еще в девяностые годы прошлого века. Ее корень - в существовании заметного разрыва между предложением на рынке труда и требованиями работодателей.
Исправить ситуацию призвана региональная целевая программа развития кадрового потенциала, рассчитанная до 2012-го года. Так, начиная с 2005-го года, государственный заказ на подготовку рабочих кадров в Карелии формируется с учетом реального заказа работодателей и потребностей предприятий республики. В частности, ведется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников по каждой профессии и специальности, а также анализ обращений в службы занятости.
Одновременно в учебных заведениях профессионального образования поэтапно сокращается подготовка по невостребованным профессиям, и появляются новые специальности. Например, только за последние 3 года в учреждениях начального профессионального образования Карелии была открыта подготовка по 19-и новым профессиям. По наиболее востребованным рабочим специальностям в Карелии создано 14 республиканских учебно-производственных лабораторий.
Изменения коснулись и высшей школы. Так, центральный вуз региона - Петрозаводский государственный университет - открыл ряд специальностей по наиболее динамично развивающимся отраслям: горнопромышленному комплексу, туризму, востребованным медицинским специальностям.
Программой развития госуниверситета до 2010-го года предусмотрено и открытие новых факультетов, в том числе горногеологического факультета и факультета социально-культурного сервиса, туризма и спорта. Значительное внимание уделяется и повышению квалификации, а также переподготовке специалистов.
В то же время, нельзя не отметить, что роль государства в регулировании рынка труда не должна ограничиваться созданием и обеспечением работы службы занятости населения. Принципиально важную роль играет создание рабочих мест. По нашим прогнозам в ближайшие два года в экономике и социальной сфере Карелии появится более 9 тысяч новых рабочих мест.
- Сергей Леонидович, как развивается экономика Вашего региона, какие цели и задачи Вы ставите на ближайший период в свете удвоения ВВП страны?
- За последние 10 лет валовой региональный продукт Карелии вырос более чем в полтора раза, и по производству валового регионального продукта на душу населения мы вышли на 23-е место среди других регионов России. В целом, за последние 10 лет Карелия поднялась с 52-й на 26-ю строчку в рейтинге социально-экономического развития субъектов Федерации.
Наиболее интенсивно развивается металлургия, машиностроение, производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона. В этих отраслях объемы производства выросли в разы.
В конце прошлого года известное международное агентство "Fitch Ratings" повысило долгосрочные рейтинги Карелии в иностранной и национальной валюте с уровня "В+" до "ВВ-", а долгосрочный рейтинг республики по национальной шкале - с уровня "А(rus)" до "А+(rus)".
По оценкам агентства, республика демонстрирует динамичный рост экономики, высокую эффективность расходов бюджета и хорошее качество финансового управления.
Сейчас наша главная цель - по максимуму воспользоваться стабильностью и государственной поддержкой для модернизации экономики и социальной сферы.
Руководству страны удалось стабилизировать обстановку, возродить в россиянах чувство национального единства и пробудить национальную гордость. В этой ситуации необходимо переходить от сохранения к преумножению, совершать качественный скачок в экономическом и социальном развитии.
В 2008-м году в экономику Карелии планируется привлечь более 20 млрд. рублей инвестиций. Среди крупнейших проектов: пуск двух заводов по производству топливных гранул, строительство фабрики мебельных компонентов, спуск на воду очередного сухогруза класса "река-море" на Онежском судостроительном заводе, завершение строительства 14-этажной 4-звездочной гостиницы "Онего-палас" в Петрозаводске. Отдельно следует упомянуть продолжение модернизации крупнейших предприятий республики: Кондопожского и Сегежского целлюлозно-бумажных комбинатов и горно-обогатительного комбината "Карельский окатыш". Стоимость этих проектов исчисляется сотнями миллионов евро.
Кроме того, до 2015-го года от Штокмановского месторождения газа через всю территорию Карелии будет проложен магистральный газопровод стоимостью от 2-х до 3-х млрд. долларов. Это позволит перевести на использование природного газа многие карельские предприятия, города и поселки, снять остроту жилищно-коммунальных проблем в районах республики.
Правительство Карелии продолжает переговоры с потенциальными инвесторами по реализации так называемого "Пудожского мегапроекта", который предполагает освоение сразу нескольких крупных рудных месторождений. В рамках проекта запланировано строительство 3-х горно-обогатительных комбинатов, металлургического комбината и металлургического завода, железной дороги, высоковольтной линии и нового города на 40 тысяч человек. Ориентировочная стоимость проекта - от 100 до 120 млрд. рублей.
Помимо промышленного производства Карелия активно развивает туризм - уже сейчас мы входим в десятку регионов-лидеров в этой отрасли. В следующем году в республике начнется строительство курорта международного уровня "Спасская губа". Здесь будут построены высокотехнологичные горнолыжные и велосипедные трассы и соответствующая инфраструктура, позволяющая проводить международные соревнования. Цена вопроса - 10,5 млрд. рублей. Новый курорт в сочетании с двумя национальными парками, всемирно известными островами Кижи и Валаам, позволит Карелии занять лидирующие позиции в туристической отрасли страны.
Все эти проекты еще на стадии реализации создадут в Карелии тысячи новых рабочих мест, дадут толчок к развитию смежных отраслей и дополнительные налоги в бюджет для улучшения работы социальной сферы.
Есть успехи и в новых для республики отраслях, например, форелеводстве. Этот бизнес в Карелии еще очень молод, тем не менее, до 70 процентов товарной форели отечественного производства на российских прилавках - родом из нашей республики.
Значительный стимул развитию Карелии дала и реализация национальных проектов. За два года на территории республики на эти цели было израсходовано свыше 6 млрд. рублей. Так, например, реализация нацпроекта "Здоровье" позволила существенно повысить зарплату карельским медикам: заработок врачей вырос на 45 процентов. В феврале в Карелии был открыт современный кардиохирургический центр. В первый год работы здесь будет сделано 70 операций на открытом сердце. Стоимость одной операции составляет порядка 10 тысяч евро, однако для пациентов из Карелии они бесплатны.
Отдельная тема - инновационное развитие. В ближайшие годы в Карелии начнет работу несколько международных технопарков. Большие надежды мы возлагаем и на такие крупные научные организации, как Петрозаводский госуниверситет и Карельский научный центр Академии наук.
"Управление персоналом", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.