Особенности налогообложения в особых экономических зонах
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон, является Федеральный закон от 22.07.05 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30.10.07 г.), в соответствии со ст. 2 которого под особой экономической зоной (далее - ОЭЗ) следует понимать часть территории Российской Федерации, определяемой Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные ОЭЗ; технико-внедренческие ОЭЗ.
Создаются ОЭЗ в целях развития регионов, привлечения в страну иностранного капитала, увеличения объема экспорта, активизации внешнеторговой деятельности и т.п. Для достижения этих целей государство, как правило, использует таможенные и налоговые льготы для резидентов ОЭЗ.
Статьей 37 Закона N 116-ФЗ предусмотрен таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Другими словами, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, что позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин, а после их переработки вывозить в пределах Российской Федерации в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы Российской Федерации, но без уплаты НДС и таможенных пошлин.
В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, но имеет некоторые особенности.
По ЕСН ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, установлены ставки ЕСН. Причем данные ставки установлены только в части зачисления в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:
до 280 000 руб. - 14%;
от 280 001 руб. до 600 000 руб. - 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.;
свыше 600 000 руб. - 57 120 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.
По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы:
1. Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, но не ниже 13,5%. Ставка может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться резидентом ОЭЗ при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности от остальных доходов и расходов.
2. В соответствии со ст. 259 НК РФ организации - резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.
3. Абзацем четвертым п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Следовательно, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат независимо от результата (положительного или отрицательного) исследований.
4. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ отменяются ограничения по размеру при переносе на текущий налоговой период убытка прошлого периода согласно абзацу четвертому п. 2 ст. 83 НК РФ. Такое ограничение установлено абзацем вторым п. 2 ст. 283 НК РФ: "Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток".
Таким образом, данные налогоплательщики могут перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме.
НК РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций - резидентов ОЭЗ. Согласно п. 17 ст. 381 НК РФ при расчете налога на имущество организации - резиденты ОЭЗ не учитывают стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе.
Такая льгота действует в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет при выполнении трех условий:
основные средства были созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ;
указанное имущество находится на территории ОЭЗ;
основные средства должны использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны.
Организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Здесь следует обратить внимание на то, что льгота предоставляется только организациям - резидентам ОЭЗ. Поэтому если объект недвижимости на территории ОЭЗ будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, то льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет. Однако основная льгота для налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ - это гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах, т.е. акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 38 Закона N 116-ФЗ). Исключение в данном Законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.
Е. Швед,
консультант Аудиторско-консалтинговой
группы BKR-Интерком-Аудит
"Финансовая газета", N 32, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71