Бухгалтерия под боком
История Московской области тесно связана со становлением Москвы, столицы нашего государства. Однако, несмотря на историческое и культурное родство, сегодня Подмосковье - это практически самостоятельный субъект России. Чем же живут бухгалтера области, которая расположена под боком Москвы?
Как закалялась сталь...
Система власти в Москве при Петре Великом складывалась особым образом. Именно в этот период, а точнее, в 1708 году была образована Московская губерния. Столичные функции в это время все активнее переходили к Петербургу, значение Москвы как старой столицы значительно уменьшалось.
В составе губернии было 39 городов. Просуществовала она с таким названием вплоть до 1929 года, когда была преобразована в Московскую область, границы которой не совпадали с прежними границами губернии. Позже она была преобразована в наместничество, во главе которого стоял наместник.
В 1802 году императором Александром I наместничество было вновь преобразовано в губернию в составе 13 уездов и города Москвы.
Губернией управляла губернская администрация. Первым московским генерал-губернатором был Иван Федорович Ромодановский (1727-1729 гг.) назначенный императором, и лично ему подчинявшийся.
При императрице Екатерине II была проведена реформа местного управления ("Учреждения для управления губернией Всероссийской империи от 7 ноября 1775 г."). Начальник Москвы и Московской губернии стал именоваться главнокомандующим, который в начале XIX столетия стал называться военным генерал-губернатором.
С 1872 года главным распорядительным органом московского городского самоуправления стала Городская дума, при которой был создан исполнительный орган - городская Управа. Московское губернское присутствие по городским и земским делам, во главе которого стоял губернатор, осуществляло надзор за законностью деятельности городского самоуправления.
Февральская революция принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. В соответствии с "Временными правилами о производстве выборов" летом 1917 года прошли выборы в демократическую Городскую думу, большинство голосов на которых получили эсеры. Главой города стал В.В. Руднев.
Начавшая формироваться с 1917 года новая городская власть Московский Совет получила статус исполнительного высшего органа по управлению Москвой.
Изначально структура Совета была направлена на решение вопросов управления городским хозяйством, которое находилось в крайне тяжелом положении.
2 января 1921 года пленум Московского и областного Советов образовал единый орган управления столицей и областью, который носил название Президиум Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города Москвы и Московской области.
21 апреля 1920 года было принято постановление МГК РКП (б) об объединении партийных и хозяйственных органов городского и Московского губернского Советов. В результате был создан Московский губернский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Мосгубисполком в качестве его постоянного рабочего органа. С 1929 года он получил название Мособлисполком.
Московская городская и областная администрации разделились лишь в 1931 году.
С 1931 по 1991 год действовала следующая схема административного управления Москвой. Во главе города стоял Московский городской Совет, из числа членов которого избирались Президиум и малый Совет. Во главе Моссовета стоял избранный председатель и его заместители.
В марте 1991 года по итогам референдума были учреждены должности Мэра и Вице-мэра Москвы. Мэром стал Г.Х. Попов, а Вице-мэром - Ю.М. Лужков. Исполнительную власть стала осуществлять Мэрия Москвы. После ухода в отставку Г.Х. Попова на посту Мэра его сменил Ю.М. Лужков.
С июня 1991 года Моссовет был определен как высший представительный орган государственной власти в Москве. Однако 7 октября 1993 г. Моссовет был распущен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельских Советов народных депутатов в городе Москве".
24 октября 1993 г. была учреждена Московская городская Дума как представительный и законодательный орган власти города.
Стабильное развитие
Сегодня Московская область развивается вполне динамично. Об этом говорят неплохие показатели социально-экономической сферы губернии.
Так, за период 2000 - 2005 гг. Московская область стала одним из наиболее стабильно и динамично развивающихся регионов России.
По объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, платным услугам населению, обороту розничной торговли, вводу в действие жилых домов, привлекаемым инвестициям область находится в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации. Успешно были реализованы разработанные Правительством Московской области региональные целевые программы. Их направили на подъем промышленности, развитие инфраструктуры и социальной сферы.
Последовательная работа по увеличению поступлений от налогов и расширению налогооблагаемой базы позволила ежегодно наращивать доходы бюджета. Если в 1999 году доходы консолидированного бюджета Московской области составляли 19 миллиардов рублей, то на 2006 год бюджет был запланирован по доходам в объеме 129,7 миллиарда рублей.
В 2004 году Московская область вышла на 3 место среди субъектов Российской Федерации по объему налоговых поступлений в бюджетную систему.
Был отмечен устойчивый рост промышленного производства. Объем промышленной продукции увеличился с 96,5 миллиардов рублей в 1999 году до 380 миллиардов рублей в 2004 году. За восемь месяцев этого года объем промышленной продукции составил 320 миллиардов рублей. По видам деятельности ведущее положение в Московской области занимает производство продукции химической, металлургической, машиностроительной отраслей, а также пищевых продуктов.
Также отмечается устойчивый рост промышленного производства. Объем промышленной продукции увеличился с 96,5 миллиардов рублей в 1999 году до 380 миллиардов рублей в 2004 году. По видам деятельности ведущее положение в Московской области занимает производство продукции химической, металлургической, машиностроительной отраслей, а также пищевых продуктов.
Московская область - один из немногих субъектов Российской Федерации, где сконцентрирован научно-технический потенциал России. Четырем городам - Королеву, Дубне, Реутову и Фрязино указами Президента Российской Федерации присвоен статус "Наукоград Российской Федерации".
В рамках поручения Президента Российской Федерации о создании в России технопарков в сфере информационных технологий, ведется работа по их формированию в научных центрах Дубны, Черноголовки, Троицка.
Работаем дружно
Для начала мы решили побеседовать с Аленой Семеновой, главным бухгалтером магазина бытовой техники "Ампир" из Реутова.
- Принято считать, что сегодня в нашей стране развивается только Москва, а в провинции делать нечего. Не могу с этим согласиться. Я училась в столице, окончила учебу в 1995 году с красным дипломом. Конечно, поначалу амбициозных планов было много. Даже мечтала перебраться за границу. Но вскоре я поняла, что слишком люблю свой родной город и хочу жить и работать именно здесь.
Естественно, начинать было трудно. Во-первых, в Реутове на тот момент работу для бухгалтера было найти довольно сложно. Малый бизнес только начинал развиваться, а бюджетных мест не хватало для всех соискателей. Во-вторых, остро стоял вопрос с зарплатой. Я, как человек, окончивший один из крупнейших высших учебных учреждений нашей страны, считала, что должна зарабатывать прилично. Как-никак пять лет обучалась бухгалтерской профессии. Суровая же действительность диктовала свои правила игры.
- Пришлось адаптироваться?
- Можно и так сказать. Точнее - принять все как есть. Я начинала с помощника главного бухгалтера в совсем небольшом магазинчике. С "Ампиром" и не сравнишь. Объемы работы были небольшие, но я все-таки получала важную для меня практику. Вскоре наш главный бухгалтер ушел на пенсию, и я заняла его должность. Мне тогда было всего 25 лет и, честно говоря, было так страшно, что иногда приходилось принимать успокоительные средства. Особенно, когда начинались разбирательства с налоговой службой. Но все же я справилась со всеми трудностями и установила четкий порядок в рядах бухгалтерии. И когда я решила уволиться, наш директор долго меня упрашивал остаться. Но мне хотелось найти более достойное место.
- Тогда вы начали работать в "Ампире".
- Нет. Сначала поработала в одной небольшой фирме по производству канцелярских товаров, но здесь не смогла найти общий язык с начальством. В октябре 2001 года я пришла в "Ампир", причем меня сразу взяли на должность главного бухгалтера.
Несмотря на то, что у меня уже был опыт работы руководителя, я очень волновалась. Ведь наш магазин - один из крупнейших торговых точек по продаже бытовой техники во всем Подмосковье. Кроме того, теперь мне надо было руководить пусть и небольшим, а коллективом - в моем подчинении три бухгалтера. Казалось бы, это немного, однако даже с одним человеком зачастую трудно бывает сработаться. Тем не менее, сегодня я вспоминаю обо всех тех трудностях с улыбкой.
- Проблемы ушли в прошлое?
- Проблем всегда хватает. Но теперь есть такой опыт, что я их часто уже не замечаю. Например, мы долгое время не могли найти хороших специалистов в бухгалтерию. Мне хотелось, чтобы у нас работали молодые профессионалы. Ведь время не стоит на месте - нужны свежие и активные люди с новыми идеями. Но не тут-то было! Долго мы не могли найти достойных работников. Большинство не обладало элементарной базой знаний. Приходилось всему их обучать, а они не выдерживали и уходили. У современной молодежи только потребительский подход к окружающему их миру. Им хочется меньше работать и больше получать. Это не подход к делу.
- Нашли выход из ситуации?
- С трудом. Пришлось взять людей с экономическим образованием (т. е. они по специализации даже не бухгалтеры) и подготовить их собственными силами. Удивительно, но результат был отличным. Буквально через несколько месяцев мои подчиненные полностью освоили бухгалтерское дело. Наверное, просто у них было огромное желание. Теперь мы работаем как одно целое. Мы любим наш магазин и радуемся каждому его успеху, стараемся прилагать все усилия, чтобы наша организация продолжала развиваться в том же темпе.
Инспекцию понимаем
После этого мы встретились с главным бухгалтером ООО "Абрикос" Светланой Кочеровой из Подольска.
- Светлана Дмитриевна, ваша фирма занимается продажей сельскохозяйственной продукции. Трудно этим заниматься сегодня?
- Надо отметить, что непросто. Мы сотрудничаем с поставщиками из многих регионов России, это создает массу проблем. Например, закупаем пшеницу в Краснодарском крае. Потом ждем, пока продукцию транспортируют к нам. Иногда приходится ждать неделю, пока нам ее доставят. Я уже не говорю о том, во сколько нашей организации все это обходится. Но мы не жалуемся, ведь нам никто не обещал, что будет легко.
- Трудно договориться с чиновниками?
- С ними всегда было нелегко. Однако в последние годы стало намного легче. Если раньше мы знали наверняка, что в споре чиновниками мы будем проигрывать всегда, то сегодня можно отстоять свою позицию. Часто бывают трудности с представителями налоговой службы. Зачастую у них своеобразный подход к решению тех или иных вопросов. А наша позиция предельно проста - мы исправно платим налоги, и к нам не должно быть никаких претензий.
Тем не менее, хочу сказать, что я прекрасно понимаю налоговиков. Это их работа. Просто иногда они действуют не совсем адекватно, стараясь продемонстрировать свою силу. У меня только один вопрос по этому поводу - а в чем смысл? Мы на подобное отношение реагируем адекватно - в рамках действующего российского законодательства.
- Все настолько плохо?
- Драматизировать не хочется. Год назад наша фирма перешла на электронную сдачу отчетности, и с этого момента стало проще. Теперь меньше приходится общаться с инспекцией, времени стало больше для решения важных проблем внутри бухгалтерии.
Но трудности не могут исчезнуть сами по себе. Мне кажется, что между налогоплательщиками и инспектирующими органами должны быть четкие грани во взаимоотношениях. Ведь по большому счету все мы работаем для процветания нашей страны. Вот когда это осознает большинство - жизнь начнет налаживаться.
Все для людей
Сегодня Московская область - один из наиболее развитых центров России. Уровень жизни населения здесь динамично приближается к меркам столицы.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Московской области на 2008 год определены в соответствии с основными направлениями бюджетной политики. Они сформулированы в Бюджетном послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации и сформированы в соответствии с требованиями новой редакции Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетная и налоговая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Московской области на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей: повышение уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Московской области; обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части консолидированного бюджета Московской области; создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств; повышение эффективности бюджетных расходов.
Реализация намеченных мероприятий проводимой бюджетной и налоговой политики в 2008 году в целом позволит обеспечить сохранение благоприятной экономической среды и макроэкономической стабильности в регионе.
В 2008 году Московская область по-прежнему будет находиться в группе регионов с высоким уровнем развития.
По ряду ключевых направлений социально-экономического развития регион сохранит лидирующие позиции среди областей Центрального Федерального округа и по России в целом.
Рост валового регионального продукта по Московской области на 2008 год прогнозируется на уровне 6,3-8,4% по сравнению с ожидаемым уровнем на 2007 год. По России прогнозируется рост ВВП на 5,4-5,9%. Сохранение высоких темпов позволит в 2010 году более чем удвоить ВРП по сравнению с 2000 годом.
Сохраняется высокая динамика промышленного производства и, в целом, увеличение общего объема его предусматривается на 11,5- 14,2% по сравнению с оценкой 2007 года (по России - на 3,2-4,5 %).
Значительный рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности, реконструкции и модернизации производств, ввода новых производственных мощностей, а также привлечения значительного объема инвестиций, в том числе иностранных.
Объем отечественных инвестиций в основной капитал в 2008 году достигнет 384,1-389,3 миллиардов рублей, что на 9,5-10,8% выше уровня объема инвестиций в текущем году. Иностранные инвестиции в 2008 году прогнозируются в объеме 8,8-9,1 миллиардов долларов США, что на 35-40% больше ожидаемого уровня 2007 года.
По прогнозу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Московская область в 2008 году будет входить в лидирующую группу регионов по абсолютным объемам инвестиций, а по концентрации инвестиций Московская область займет третье место после города Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа.
Рост производства товаров и услуг на территории области является основой роста финансовых показателей отраслей экономики, прежде всего, прибыли и фонда оплаты труда.
В 2008 году прогнозируется рост прибыли хозяйствующих субъектов Московской области на 29,2- 32,3% к ожидаемому уровню текущего года, при этом ее совокупный объем достигнет 309,3-316,7 миллиардов рублей.
В 2008 году прогнозируется рост фонда оплаты труда на 28,5-31% по сравнению с оценкой 2007 года.
Уровень средней заработной платы в Московской области на 2008 год возрастет по своему значению на 28-30% и прогнозируется в размере 15,9-16,1 тысяч рублей.
Рост реального сектора экономики и увеличение доходов бюджетов всех уровней создают устойчивую тенденцию к повышению уровня и качества жизни населения Московской области.
Денежные доходы на душу населения в 2008 году вырастут на 22,6-24,1% и достигнут 199,2- 201,7 тысяч рублей в год, а реальные денежные доходы на душу населения области (с учетом инфляции) увеличатся на 14,1-15,6%. По России в целом реальные денежные доходы населения вырастут на 7,5-8,7%.
Следует отметить, что денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата растут более высокими темпами, чем среднедушевой прожиточный минимум (112% на 2008 год), и разница между ними составит более трех раз, что свидетельствует о повышении благосостояния населения Московской области.
Как следствие, сократится доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На следующий год этот показатель снизится до 8,1-7,6% против ожидаемого уровня в 2007 году - 9,7%.
С учетом прогноза макроэкономических параметров доходы консолидированного бюджета Московской области в 2008 году составят вместе с федеральной долей 323,7 миллиардов рублей или на 37,7% больше уровня 2007 года. Полученные в результате роста экономики ресурсы позволят увеличить расходы бюджета области, направляемые на решение главной задачи - повышение уровня и качества жизни населения Московской области.
Таким образом, становится очевидным, что область развивается в правильном русле. И теперь самое главное - продолжать в том же направлении, все больше и больше наращивая обороты.
О здравоохранении
За последние годы здравоохранение Московской области получило новый импульс в своем развитии. Бюджетное финансирование отрасли увеличилось более чем в 2 раза и составило в 2005 году 15,1 миллиардов рублей (в 2001 г. - 7,3 миллиардов рублей). На сегодняшний день полностью завершена реконструкция Московского областного госпиталя для ветеранов войн. На это израсходовано 334,6 миллионов рублей. Завершается первый этап реконструкции Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского (на сумму 600 миллионов рублей), модернизация Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии (на сумму 318,7 миллионов рублей). Оснащается Московский перинатальный областной центр. Завершены ремонтные и реконструкционные работы еще в 50 учреждениях здравоохранения, в том числе в девяти в 2005 году. Большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни и вовлечению молодежи в занятия физической культурой и спортом.
Важная деталь
По территории Московской области проходят транспортные европейские коридоры: Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - юг России. На основе этого транспортного каркаса формируются новые перспективные территории экономического развития.
Бюджетная система
Предполагается, что на 2008 год на территории Московской области будет сформировано 94 бюджета муниципальных образований, в том числе: 36 бюджетов муниципальных районов, 36 - городских округов, 22 бюджета поселений. При этом более 60% бюджетов муниципальных образований на 2008 год прогнозируются с дефицитом, что потребует предоставления им дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Московской области в сумме 16,5 миллиардов рублей или с ростом более чем в 1,5 раза против 2007 года. Среди муниципальных образований с дефицитными бюджетами 30 муниципальных районов из 36, 22 городских округа из 36 и 11 поселений из 22.
Строим будущее
В сентябре 2005 года состоялось открытие дворца спорта в Химках, в октябре вводятся в эксплуатацию многофункциональный Дворец спорта с ледовой ареной в Мытищах на 7 тысяч зрителей, баскетбольный центр в Люберцах на 3,5 тысячи зрителей. До конца года запланировано ввести в эксплуатацию дворец спорта (волейбольный центр) на 3,5 тысячи зрителей в Одинцово.
Завершается строительство спортивного комплекса с крытой конькобежной дорожкой и бассейном в Коломне, бассейна в Можайске, физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Михнево Ступинского района, спортивных комплексов в Ногинске, Наро-Фоминске и Истре, физкультурно-спортивного комплекса в Звенигороде, плавательных бассейнов в Ивантеевке, Красногорске. Начато строительство стадиона в Домодедово. Готовится проектно-сметная документация для строительства регбийного стадиона в поселке Монино Щелковского района, стадиона для хоккея на траве в Электростали, специализированного зала для софтбола и 50-ти метрового бассейна в Рузе.
В. Таймазов
"Расчет", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru