Торговля через автоматы: назад в будущее
С 2008 года торговлю через автоматы кулинарной продукцией, а также чаем или кофе законодатели исключили из перечня видов деятельности, которые относятся к общественному питанию. Это связано с тем, что торговые автоматы причислили к категории объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Для фирм это означает увеличение налоговых платежей.
До 1 января 2008 года изготовление напитков из сухих ингредиентов и воды, а также реализация продуктов питания в упаковке производителя через торговые автоматы относились к услугам общественного питания. Поскольку зала обслуживания в таком случае нет, то ЕНВД рассчитывали исходя из физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" при базовой доходности 4500 рублей.
Сейчас из положений Налогового кодекса следует, что при продаже напитков и кондитерских изделий посредством торговых автоматов коммерсанты должны уплачивать ЕНВД по розничной торговле, а не по услугам общепита*(1). При этом применяется базовая доходность в размере 9000 рублей с одного торгового места (торгового автомата)*(2). Аналогичной позиции до определенного времени придерживались и в Минфине России*(3).
Не так давно чиновники выпустили новые разъяснения по данному вопросу*(4). В своих письмах финансисты указали, что реализация покупных товаров через торговые автоматы является розничной торговлей. Вместе с тем продажа кулинарной продукции собственного производства через торговые автоматы относится к сфере оказания услуг общественного питания. Оказание услуг общепита через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей, облагается ЕНВД. Представители Минфина России обосновали новую позицию тем, что реализация продукции собственного изготовления розничной торговлей не является. Поэтому такую деятельность надо считать услугами общественного питания.*(5).
Далее Минфин России доказывает, что по ГОСТу*(6) фирмы, которые реализуют продукцию через торговые автоматы, относятся к организациям общественного питания.
Более того, Федеральной налоговой службой России эти разъяснения Минфина России направлены для использования нижестоящим налоговым инспекциям и налогоплательщикам*(7). Фактически это означает, что налоговым органам рекомендовано руководствоваться именно этой позицией и рассчитывать ЕНВД по тому же алгоритму, что и до начала 2008 года.
По мнению некоторых независимых специалистов, новая позиция Минфина России хоть и логична, но с формальной точки зрения оспорима. Начнем с ГОСТа. В нем определено понятие "предприятие-автомат". Это предприятие, осуществляющее реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы. Оно упомянуто в приложении А (информационном) среди общих понятий, применяемых в общественном питании. Нигде в ГОСТе не сказано, что реализация продукции через торговые автоматы относится к оказанию услуг общепита.
Согласно редакции абзаца 21 статьи 346.27 Налогового кодекса, действовавшей до 1 января 2008 года, торговые автоматы однозначно относились к объектам общепита, не имеющим залов обслуживания. Однако внесенные изменения*(8) исключили торговые автоматы из перечня таких объектов. Такое решение законодателем принято сознательно с целью исключить практику занижения сумм ЕНВД, уплачиваемых при торговле через автоматы (в т.ч. напитками и пр.)*(9).
Более того, если принять за аксиому, что смешивание напитков торговым автоматом - это услуги общепита, но при этом торговый автомат не указан в качестве объекта оказания таких услуг, то получается, что по этой конкретной деятельности ЕНВД не должно применяться вовсе. Так как объектом налогообложения является не просто оказание услуг общественного питания, а оказание этих услуг через конкретно определенные объекты.
Поэтому следование новым разъяснениям Минфина России несколько рискованно, поскольку еще неизвестно, как будут трактовать эту ситуацию судебные органы.
М.Л. Косульникова,
главный бухгалтер
Экспертиза статьи:
Ю.В. Волкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ
*(2) п. 3 ст. 346.29 НК РФ
*(3) письма Минфина России от 22.02.2008 N 03-11-04/3/86, от 12.02.2008 N 03-11-04/3/61, от 12.02.2008 N 03-11-04/3/66, от 08.02.2008 N 03-11-04/3/55
*(4) письма Минфина России от 28.03.2008 N 03-11-02/35, от 08.04.2008 N 03-11-04/3/182
*(5) ст. 346.27 НК РФ
*(6) ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения"
*(7) письмо ФНС России от 22.04.2008 N ШС-6-3/305@
*(8) Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ
*(9) пояснительная записка к проекту Федерального закона N 85-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.