Какими первичными документами следует оформлять представительские расходы для того, чтобы учесть их при исчислении налога на прибыль? Является ли перечень продуктов, покупаемых на организацию подобных мероприятий, закрытым (можно ли включать в него алкогольные напитки, торты и пр.)?
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитывают в том числе представительские расходы*(1). Их перечень законодательством ограничен*(2).
В бухгалтерском учете такие затраты полностью включают в состав расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете их списывают только в пределах нормы. Она составляет 4 процента от затрат предприятия на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Представительские расходы, которые превышают этот норматив, в прочих расходах не учитывают, и они налогооблагаемую прибыль предприятия не уменьшают.
Документально подтвержденными расходами признают затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ*(3). Если расходы были произведены на территории иностранного государства, то их оформление должно соответствовать обычаям делового оборота, которые применяют именно в этом государстве.
Согласно разъяснениям чиновников*(4), документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям.
В отчете о представительских расходах, который составлен конкретно по проведенным представительским мероприятиям, отражают:
- цель представительских мероприятий и результаты их проведения;
- дату и место проведения;
- программу мероприятий;
- состав приглашенной делегации;
- участников принимающей стороны;
- величину расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Например, кассовыми и товарными чеками, актами приема-передачи товаров (оказанных услуг), а также авансовым отчетом об использовании подотчетных сумм.
При заключении организацией договора с предприятием общественного питания документальным подтверждением осуществления представительских расходов служат договор с этой организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура.
По мнению Минфина России, расходы на приобретение продуктов питания для проведения представительских мероприятий, в том числе спиртных напитков, могут быть учтены в составе представительских расходов при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы*(5).
Расходы организации на алкогольную продукцию для проведения официального приема могут включаться в представительские расходы в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота*(6).
Обратите внимание, что представительские расходы могут быть признаны для целей налогообложения независимо от результатов переговоров (будет ли он положительным или нет).
Т. Кашицына,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 июня 2008 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(2) п. 2 ст. 264 НК РФ
*(3) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(4) письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807, УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@, от 06.10.2006 N 20-12/89121.2
*(5) письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136
*(6) письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.