Судьбу "закона" российских дорог решит народ
Народная мудрость гласит, что в России всего две беды. И одна из них - дороги. Дорожный вопрос с каждым годом беспокоит людей все больше и больше, особенно в связи с возросшим денежным аппетитом и неподдельным высокомерием гаишников. Чтобы нейтрализовать дорожный хаос, специалисты МВД разработали первый в своем роде регламент. Однако на деле документ оказался "сырым" и теперь требует вмешательства не госчиновников, а народа.
Как разговаривать с инспектором ДПС
Всегда помните, что инспектор такой же человек, как и вы, только сейчас он в погонах и находится на службе. Хамство и грубость вряд ли будут способствовать диалогу. В данном случае степень "крутизны" определяется не способностью максимально далеко развести в стороны мизинец и указательный пальцы, а умением разговаривать с инспектором. Если вы знаете закон лучше его, то можете использовать эти знания себе во благо, а уважительное отношение к сотруднику дорожно-патрульной службы пойдет вам на пользу. Говорить с инспектором свысока не самое лучшее решение, хотя и смелое. Но и пресмыкаться не стоит. Как только займете положение "гражданин начальник", условия будут диктовать вам, и "ломать" ситуацию станет тяжело. Правильная позиция - разговаривать с инспектором на равных! Он должен представиться, а если вы не расслышали, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить и в дальнейшем обращаться к нему по имени. Не по званию, а именно по имени. В зависимости от возраста и вашего воспитания не помешает добавить и отчество.
Сотрясая воздух?
В прошлом месяце представители Министерства внутренних дел заявили о том, что у российских дорожных инспекторов появится свой "кодекс чести" - "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения". В этом документе объединены все принятые до последнего времени постановления, нормативные акты и инструкции, регламентирующие отношения между инспекторами ГИБДД, водителями и пешеходами. Ознакомиться с данным документом можно на официальном сайте МВД на странице www.mvd.ru/files/7nJmaf4UqizsASk.pdf.
Не успев появиться, "кодекс чести" сразу же вызвал массу споров касательно своего содержания. Одни специалисты уверены, что документ является первым в своем роде сводом правил, которые четко регламентируют отношения Госавтоинспекции с водителями и пешеходами. Другие заверяют, что в нем нет ничего нового и заслуживающего пристального внимания. К примеру, по мнению одного из работников ГИБДД Владимира Евсеева, появившийся регламент по смыслу ничем не отличается от принятого в 1999 году наставления по работе ДПС ГИБДД. Вся разница заключается лишь в незначительных "косметических" дополнениях, говорит Владимир Евсеев:
- Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей и инспекторов дорожного движения являются Кодекс об административных правонарушениях, а также федеральные законы "О милиции" и "О безопасности дорожного движения". К числу наиболее значимых нормативных актов МВД относятся положение о ГИБДД и наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике. И именно их откровенно дублирует "кодекс чести". К примеру, согласно новому регламенту, в разговоре с пешеходом инспектор должен быть спокоен, а его требования выражаться "в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания". При общении с водителями сотрудники ГИБДД обязаны представиться, назвав свое имя, фамилию, должность и место службы, а также предъявить служебное удостоверение по первому требованию собеседника. Но ведь эти же самые правила фигурируют в пункте 18.9 наставления по работе ДПС ГИБДД.
Кроме вышесказанного, в "кодексе чести" содержатся и явные противоречия действующему законодательству. В частности, документ по ряду моментов не соответствует закону "О милиции" - главной "конституции" правоохранительных органов, говорит юрисконсульт организации "Свободное право" Виталий Румянцев:
- К примеру, по новому регламенту предлагается запретить гаишникам останавливать транспортные средства без причины вне стационарных постов ГАИ. Однако "Закон о милиции" говорит обратное - останавливать можно, например, для проверки документов...
Гаишные новации
Тем не менее, однозначно сказать, что в документе нет ничего "свеженького" - некорректно. Регламент, например, устанавливает обязательное наличие личных сайтов подразделений региональных ГИБДД. Снабдить гаишников интернетом согласно новому документу предлагается в ближайшее время. Такое нововведение весьма актуально в связи с тем, что первая проблема, с которой сталкиваются автовладельцы - где найти точную информацию: куда обращаться в различных ситуациях, что нужно сделать, чтобы поставить автомобиль на учет, пройти техосмотр, и т.д. Даже в Москве открыт только один сайт Госавтоинспекции - сайт ГИБДД Северного административного округа. На появившихся интернет-страницах должны быть размещены все необходимые сведения: справочные материалы, адрес электронной почты и телефоны.
Однако это нововведение не отменяет и традиционных способов получения информации. Например, по телефону. Отныне ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника, его принявшего. Когда работник не может самостоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы, он должен переадресовать звонок другому компетентному сотруднику. Если эта процедура не будет соблюдена, гражданин имеет право пожаловаться вышестоящему начальству. К примеру, по "телефону доверия" ГИБДД города Москвы: 923-78-92. На этот же телефон можно сообщать о любых других нарушениях со стороны сотрудников ГАИ.
Кроме этого, регламент почти урегулировал вечный спор о так называемом "скрытом контроле", говорит юрисконсульт организации "Юридическая правовая помощь" Надежда Кованцева:
- В документе сказано, что "контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
Однако в следующем пункте сказано, что надзор за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме. Последнее подразумевает использование патрульных автомобилей скрытого контроля, то есть таких машин, которые по внешнему виду ничем не отличаются от гражданских авто. Распознать их можно только по госномеру. Причем отличия номера не в цвете, а в буквах. Правда, в каждом регионе эти буквы свои, поэтому остается непонятным, каким образом водитель отличит патрульный автомобиль скрытого контроля от любого другого?
Документ не остался безучастным и к лихачам на дороге. Он определил, когда и в каком месте сотрудники ГАИ могут использовать видеофиксацию и фотофиксацию нарушений. Теперь в момент контроля над дорожным движением инспектор имеет право воспользоваться "стационарными средствами автоматической фиксации, размещенными на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; мобильными, размещаемыми на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования". Места установки и режим кинокамер и фотокамер на дорогах будет утверждать руководитель местного подразделения ГАИ. Кстати, видеофиксация и фотофиксация нарушений на дороге - новое понятие для российского законодательства. Соответствующие изменения в КоАП и в Правила дорожного движения вступили в силу лишь с 1 июля нынешнего года. До этих пор никаких инструкций по данному поводу у МВД не было!
Не было у гаишников и четких инструкций по поводу определения стадии алкогольного или наркотического опьянения у водителей. Теперь же "кодекс чести" довольно подробно прописал инспекторам, как действовать в случае, если гаишник подозревает водителя в том, что он пьян. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения должно осуществляться инспектором строго в присутствии двух понятых. При этом должны быть использованы технические средства измерения, которые обеспечивают запись результатов исследования на бумаге. Применять сотруднику ГАИ можно только те приборы, которые утверждены Росздравнадзором. Если же у автоинспектора такого прибора нет, то освидетельствование проводится на ближайшем посту ГИБДД.
Кстати, регламент защитил и автолюбителей от посягательств выпивших сотрудников ГАИ. Если инспектор находится в невменяемом состоянии и это видно невооруженным глазом, то "кодекс чести" разрешает не исполнять его требования на законных основаниях.
Дорога - дело общее
Стоит заметить, что при всей четкости правил общения между автовладельцем и гаишником внештатных ситуаций никто не отменял, ведь не всегда милиционеры действуют в рамках своих полномочий. И очень часто их мнение не
совсем беспристрастно. На этот случай в регламенте прописан порядок обжалования действий инспекторов. Граждане смогут заявлять о нарушениях своих прав, о противоправных решениях гаишников или их некорректном поведении на интернет-сайте и по электронной почте МВД, ГУВД или УВД. Правда, сроки рассмотрения жалоб прописаны только для письменных обращений: 30 дней. Для всех остальных случаев они не установлены...
В результате вышесказанного получается, что документ "сыроват" и если он будет выпущен в том виде, в котором существует сегодня, он может сыграть с автовладельцами злую шутку. Именно поэтому в пресс-службе МВД призывают граждан активно участвовать в его формировании и детализации. В эпиграфе к тексту "кодекса чести" содержится пояснение, в котором говорится, что на сегодняшний день документ еще не принят, поэтому составители приветствуют любые пожелания по его усовершенствованию. То есть любой гражданин может направить свои замечания и предложения разработчикам регламента после ознакомления с ним по адресу: 101990, Москва, ул. Мясницкая, д. 3; или по электронной почте reglament@gibdd.ru. Как заверили "Московский бухгалтер" в Управлении общественных связей Административного департамента МВД России, все поступившие пожелания будут рассмотрены, а самые интересные из них включены в документ.
М. Дудко
Водительские документы
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников милиции следующие бумаги:
водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия удостоверения в установленном порядке - временное разрешение;
регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - документы на него;
документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствии владельца;
в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Дорога минуты не считает
Административный регламент - новое слово в российском законодательстве. Такие документы с подачи министерства экономического развития разрабатывают все ведомства для того, чтобы упорядочить процедуру общения чиновников с гражданами. Но, в отличие от других ведомств, в "кодексе чести" для ГАИ не прописаны временные рамки, ограничивающие ту или иную процедуру. По словам разработчиков регламента, дорожная обстановка специфична и предугадать, какое время потребуется для оформления аварии и составления протокола, практически невозможно.
"Московский бухгалтер", N 13, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007