Особенности российского и западного МВА
Программы МВА - наиболее популярное направление повышения квалификации среди профессионалов. Однако до сих пор не утихают споры о том, какое образование лучше для российского бизнеса - отечественное или западное. С одной стороны, национальный МВА, по данным мировых рейтингов, пока не занимает первые строчки в топ-листе. С другой - он гораздо больше соответствует запросам российским компаний. Вопрос предпочтения до сих пор остается открытым для работодателей.
Мировая практика
Как известно, программа МВА (Master of Business Administration) способствует развитию навыков профессионального лидера, вырабатывает у слушателей четкие представления о структуре бизнеса и закономерностях процессов в его организации. Что касается ее юридического статуса, то это диплом о дополнительном высшем образовании с присвоением степени "Мастер делового администрирования".
Первые программы МВА - Wharton Business School появились при университете Пенсильвании в 1881 году. Они стали результатом активного развития индустриализации в США и поиском новых подходов к управлению компанией.
Цель образования не изменилась до сих пор - рассказать слушателям о современных практических технологиях, развивающих бизнес-мышление. Она определяет и одно из важнейших требований к преподавателям на Западе - наличие практических знаний. "С нами работали профессионалы, которые имеют собственный успешный бизнес или занимают должности консультантов в крупнейших компаниях", - говорит выпускник МВА в Bond University (Австралия) Андрей Пакин.
Европейскому бизнес-образованию более 60 лет а американское имеет столетнюю историю. И все это время активно развивается система подготовки преподавателей. Ее составляющими являются интеграция школ в предпринимательские структуры, многолетняя практика в разработке дисциплин и контакты между преподавателями на форумах и конференциях.
Учебный план включает изучение до 12 базовых дисциплин, среди которых макро- и микроэкономика, маркетинг, менеджмент, организационное поведение и др. Дополняется образование факультативными занятиями, специализированными курсами по выбору, углубляющими ту или иную тематику. Это, к примеру, может быть курс по организации управления банком, отраслевым информационным системам, кредитам, вторичным финансовым инструментам и др. Как правило, на специализированные направления отводится 300 часов.
Используемые методики преимущественно интерактивные (кейсовый метод, деловые игры, тренинги). Таким образом, слушатели получают практикоориентированное обучение с высокой долей самостоятельного изучения материала. Важное значение также имеет обмен опытом между самими участниками при активном содействии преподавателя.
Национальное бизнес-образование
Появление отечественных школ - следствие дефицита квалифицированных кадров на российском рынке труда. Недаром нехватка специалистов, по данным консалтинговой компании Grant Thornton, заняла первое место в рейтинге "больных" вопросов бизнеса, потеснив бюрократизм и нехватку средств.
Директор Национального центра человеческих ресурсов профессор Татьяна Комиссарова отмечает, что за последние 10 лет российская система бизнес-образования уже сформировалась. "Можно говорить о том, что она отличается по динамике развития и полноте списка представленных обучающих программ от европейского рынка, - говорит она. - Тем не менее в России есть все виды программ в той или иной модификации". По мнению управляющего партнера департамента "Финанс" кадрового центра "ЮНИТИ" Юлии Винча, список лучших отечественных школ возглавляют МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова.
Директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства (ВШМБ АНХ) при Правительстве РФ Юрий Тазов, в свою очередь, подчеркивает: "Хорошие российские МВА, как правило, в основе имеют западную модель и методологию учебного процесса". Содержание программ регламентирует документ "Государственные требования к программе МВА". По словам Ю. Тазова, согласно этому ГОСТу, в программу должны входить как общие, так и специальные дисциплины.
Для получения официального права преподавать МВА российский вуз должен соблюсти требования закона к набору преподаваемых предметов, количеству обязательных для посещения студентами академических часов и сдаваемых экзаменов, а также преподавательскому составу. Перечень дисциплин, изучаемых российскими студентами курсов МВА, такой же, как и в любом соответствующем учебном заведении Европы и США. В него входят менеджмент, экономическая теория, бухгалтерский и управленческий учет, финансовый анализ, стоимость компании, управление качеством, управление персоналом, маркетинг, численные методы в бизнесе, управление проектами, PR, IT-технологии в бизнесе, логистика, предпринимательство, стратегический менеджмент, правовая среда бизнеса.
По словам президента Российской ассоциации бизнес-образования Леонида Евенко, особенность программ МВА состоит в том, что в их идеологии изначально не была предусмотрена какая-либо специализация. "В их основе лежат базовые курсы, которые дают общие знания в области менеджмента, финансов и маркетинга, - отмечает эксперт. - Программы МВА готовят специалистов широкого управленческого профиля, которые могут работать в любом секторе бизнеса. С другой стороны, у тех, кто сегодня уже работает на рынке и хочет усовершенствовать свои навыки, есть свои карьерные предпочтения".
Поэтому в некоторых специализированных программах происходит значительное сокращение общих дисциплин. Например, в программе, по которой обучаются сотрудники банков, уменьшается объем предметов, относящихся к маркетингу или логистике, а время, отведенное на специализацию, значительно увеличивается.
Главным своим преимуществом наши школы считают подход, адаптированный к отечественной реальности. В частности, ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Сергей Мясоедов подчеркивает: "Преимущество российских МВА в том, что вы учитесь на российских примерах, совершенствуете понимание российской психологии бизнеса, работая в российской культурной среде. Погружаясь в западную среду, вы не сможете получить навыков, необходимых для работы в нашей стране".
Соглашаются с этим и другие эксперты. Так, Ю. Тазов, в частности, говорит, что сильные стороны выпускников российских школ бизнеса заключаются в их бизнес-изобретательности и кризисоустойчивости. Этому их учит, прежде всего, практика российского бизнеса.
По мнению же зарубежных экспертов, при дальнейшем развитии отечественным бизнес-школам следует учитывать тенденцию глобализации. А следовательно, российскому МВА необходимо проявлять большую активность за пределами страны. В том числе привлекать иностранных профессоров, заключать эффективные альянсы с другими образовательными учреждениями и активнее сотрудничать с международными компаниями. В противном случае ориентация отечественных МВА на внутренний рынок может привести к невостребованности их выпускников организациями, которым требуются специалисты с интернациональным опытом.
МВА для российского бизнеса
Таким образом, можно говорить о тенденции приближения нашего образования к мировым стандартам. Однако остается вопрос: какие именно программы пользуются спросом у работодателей?
К преимуществам российского образования относят его адаптированность к отечественным правилам ведения бизнеса, отличающимся от четко прописанных и устоявшихся западных. "По способности к конструированию сложных бизнес-схем, нестандартным вариантам наши предприниматели оставляют далеко позади своих коллег из Европы и Америки, приученных действовать в строгих рамках", - подчеркивает Ю. Тазов. Выпускник Imperial College (Великобритания) Андрей Конев считает, что у российских программ MBA все задания адаптированы к нашей реальности, поэтому лучше подходят для отечественных организаций. Между тем в иностранных фирмах, по его мнению, больше ценят западный диплом.
Интересную статистику о спросе на слушателей МВА дают рекрутеры. Так, Ю. Винча отмечает, что еще года три назад требование о наличии бизнес-образования встречалось практически в каждом третьем заказе. В настоящее же время компании-работодатели упоминают его крайне редко. "Это связано с тем, что степень МВА уже есть у большинства топ-менеджеров, - отмечает эксперт "ЮНИТИ". - Практика показывает, что зарубежный МВА может потребоваться при подборе специалиста в западную или прозападную компанию, где формализовано прописаны все требования к специалистам и большинство сотрудников имеет соответствующий диплом. Кроме того, образование данного образца востребовано и крупными российскими компаниями, готовящимися к IPO".
Еще один важный момент. По мнению экспертов, однозначный выбор в пользу иностранного бизнес-обучения делают руководители компаний, которые работают на мировом финансовом рынке. Если организации нужен топ-менеджер в нефтедобывающей отрасли или в энергетике, то следует обратить внимание на выпускников бизнес-школы Англии, разрабатывающей подобные программы с Shell и British Petroleum.
Согласно прогнозам, при вступлении России в ВТО станут востребованными программы, которых у нас до сих пор нет. Например, стратегический маркетинг, изучающий различия между продвижением товаров в Азии, Океании и США.
Если говорить о банковской сфере, то в настоящее время она динамично развивается и ряд ее продуктов и услуг являются новыми для российского рынка. Поэтому большим спросом среди работодателей пользуются выпускники западных школ МВА. Еще три года назад во многих отечественных банках их число в несколько раз превышало количество профессионалов, получивших отечественное бизнес-образование.
При выборе российскими компаниями слушателей российского или западного МВА следует обратить внимание и на такой момент: сильной стороной западного МВА является более жесткий отбор студентов и контроль обучения. По словам Ю. Тазова, в какой-то степени это результат хорошего финансового положения. Следствием такого тщательного отбора является и более высокий результат - выпускники ценятся выше. Отечественные школы нередко, по его мнению, берут всех, кто, прежде всего, способен оплатить обучение. "Кроме того, у нас часто могут простить прогул или невыполненное домашнее задание уставшему за день генеральному директору. В заграничной бизнес-школе за невыполнение требований отчисляют, несмотря на статус ученика", - говорит директор по маркетингу ВШМБ АНХ при Правительстве РФ. Безусловно, при сравнении двух систем обучения нельзя не обращать внимания на национальные особенности ведения бизнеса. Богатый опыт западных школ пока перевешивает изобретательность и самобытность отечественного преподавания. Однако надо признать, что российский МВА имеет своего слушателя. Можно надеяться, что дальнейшее развитие с учетом мировых стандартов образования сделает его популярным и среди иностранных учеников.
Т. Баева
"Бухгалтерия и банки", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540