Экономический анализ: вопросы качества
информационного обеспечения
Экономический анализ становится сегодня условием цивилизованных отношений в бизнесе, основой надежной и всесторонней обоснованности управленческих решений на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования, включая и отношения субъектов хозяйствования с органами власти, которые представляют государственные интересы. Сегодня руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию - управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком, всестороннем анализе. Ни одно организационное, техническое и технологическое решение или мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Тем более что в экономических службах современных предприятий расширяется использование экономико-математического аппарата, новейших программных продуктов, компьютерной техники, информационных баз данных, справочно-поисковых информационных систем.
Специалистам, занимающимся обоснованием различных управленческих решений, требуется достоверная детализированная бухгалтерская, статистическая и коммерческая информация о производственных и финансово-инвестиционных процессах в организации, сфере деятельности, регионе. На рисунке представлена схема источников информации для экономического анализа. Основными источниками внутрифирменной информации для экономического анализа выступают данные бухгалтерского учета. Автоматизация бухгалтерского учета создала достаточно прочную техническую базу для развития аналитических исследований. Внедрение и развитие базовых средств сбора, обработки, хранения и представления учетных данных позволяют создать на предприятиях и в организациях хранилища ретроспективной информации по самому широкому кругу социально-экономических показателей, которые могут и должны стать базой для научного исследования, обоснования и анализа бизнес-планов развития, прогнозирования финансовых показателей, оценки имущественных, кредитных и рыночных рисков, анализа платежеспособности и устойчивости бизнеса в настоящем и обозримом будущем.
Однако препятствием к получению достоверной оценки финансового положения и формированию обоснованных прогнозов развития предприятия может стать качество информационной базы. Дискуссии о достоверности и прозрачности финансовой отчетности в последние годы стали одной из наиболее острых и актуальных проблем, которые активно обсуждаются в политических и деловых кругах, на профессиональных форумах, на страницах профессиональных газет и журналов. Российская система бухгалтерского учета сегодня переживает переходный период на международные стандарты учета и отчетности, готовится проект нового закона "Об официальном бухгалтерском учете". Принятая Правительством Российской Федерации Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами предъявляет повышенные требования к ответственности и уровню квалификации бухгалтерских кадров.
/------------------------------------------------------------\
/--| Информация для экономического анализа |-------\
| \------------------------------------------------------------/ |
| /--------------\ /----------------------------\ |
| | Внутренняя | | Внешняя | |
| \--------------/ /------------------\ \---------------/ |
| | |Макроэкономическая|-\ | |
| | \------------------/ | | |
| | /------------------\ | | |
| | | Отраслевая | | | |
| \------------------/ | |
| /----------\ /------------\ | /------------------\ |
| |Учетная: | |Коммерческая| | |Уровень инфляции | |
| |оператив- | |информация | | |Темпы экономичес-| |
| |ная, бух-| |по взаимо-| | |кого развития| |
| |галтер- | |действию с| | |страны | |
| |ская фи- | |контрагента-| | |Уровень процентных| |
| |нансовая, | |ми: постав-| | |ставок ЦБР и ком-| |
| |статичес- | |щиками-за- | | |мерческих банков| |
| |кая | |казчиками, | | |Факторы макроэко-| |
| \----------/ |со структу-| | |номического риска|/
\ /----------\ |рами управ-| |-|(политические |
|Норматив- | |ления, ре-| | |(страновые, регио-|
|ноплановая| |гулирова- | | |нальные), инвес-|
|и техни- | |ния, креди-| | |тиционная политика|
|ческая | |тования | | |правительства, от-|
|(бизнес- | |(ФНС, банки)| | |раслевые (условия|
|план орга-| |справочная | | |конкуренции в от-|
|низации, | |информация | | |расли)) |
|проектно- | \------------/ | |Информация по рын-|
|сметная, | /------------\ | |кам сбыта (резуль-|
|технологи-| |Официальная | | |таты опросов и ан-|
|ческая, | |законы, | | |кетирования) (БД,|
|норматив- | |постановле- | | |сборники Росстата,|
|ная и т.п.| |ния, распо-| | |ФНС, Минфина Рос-|
|документа-| |ряжения, | | |сии, программы|
|ция): | |письма и | | |правительства, |
|ретроспек-| |т.п.) ин-|-----/ |аналитические об-|
|тивные | |формацион- | |зоры информацион-|
|данные об| |ные бюлле-| |ных агентств, от-|
|истории | |тени орга-| |раслевые информа-|
|предприя- | |нов терри-| |ционные издания) |
|тия марке-| |ториального | \------------------/
|тинговая | |управления |
|стратегия | |(информа- |
|(внешние | |ционно- |
|факторы, | |справочные |
|жизненный | |системы по|
|цикл про-| |экономичес- |
|дукции, | |ким и пра-|
|наличие | |вовым воп-|
|производ- | |росам) |
|ственных | \------------/
|мощностей)|
\----------/
/----------\
|Юридичес- |
|кая |
|Устав, |
|Учетная |
|политика, |
|организа- |
|ционно- |
|распоря- |
|дительная |
|докумен- |
|тация, |
|договора, |
|контракты |
\----------/
Источники информации для экономического анализа
Анализ состояния бухгалтерской отчетности, поступающей в органы государственной статистики, позволяет сделать вывод о том, что уровень постановки бухгалтерского учета на многих предприятиях и организациях, и особенно в малом предпринимательстве и сельском хозяйстве, довольно низкий [1]. Основными причинами сложившегося положения являются процессы затянувшегося переходного периода и их последствия. Во-первых, резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов потребовало значительно большего числа бухгалтерских работников, особенно практиков, умеющих работать самостоятельно. Численный состав бухгалтерских работников за эти годы значительно вырос, однако уровень квалификации многих из них оказался невысоким и в течение многих лет не повышался. Хотя действующая система бухгалтерского учета постоянно меняется.
Во-вторых, недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки бухгалтерских кадров касается специалистов, получивших образование прежде всего на краткосрочных курсах подготовки бухгалтеров в годы реформ. Такие специалисты чаще всего востребованы в малом бизнесе, и при незначительном количестве однотипных бухгалтерских операций, отсутствии на предприятии основных средств они не имеют возможности получить достаточного практического опыта. Имеется немало случаев, когда специалисты ведут бухгалтерский учет в десятке малых предприятий и без использования компьютерных технологий. "Ручной труд" в сочетании с необходимостью посещения за короткий срок большого количества контролирующих организаций не позволяет специалисту-бухгалтеру вдумчиво и серьезно поработать над составлением бухгалтерского отчета.
В-третьих, сегодня отсутствует регулярный контроль за состоянием бухгалтерского учета со стороны вышестоящих органов и организаций. До реорганизации, превращения в агентства и ликвидации многих министерств и ведомств, при существовавшей ведомственной подчиненности вышестоящие организации осуществляли по вертикали регулярный контроль за состоянием бухгалтерского учета в подведомственных предприятиях и организациях, работали балансовые комиссии, которые ежегодно принимали и утверждали балансы и годовые отчеты руководителей предприятий и организаций. В те годы за достоверность данных бухгалтерской отчетности организаций отвечали территориальные органы государственной статистики, именно на них была возложена ответственность за организацию ведения первичного бухгалтерского учета.
С началом перестройки ведомственный контроль постепенно был упразднен, а основные функции органов государственной статистики из учетно-контролирующих превратились в информационные. Только с 2002 г. в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях статистическим службам было дано право наложения административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда на руководителей предприятий за нарушение порядка представления статистической информации. Наряду с этим федеральной программой статистических работ проверочная работа территориальных органов не предусматривается.
Сегодня в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 15) бухгалтерская отчетность представляется территориальным органам государственной статистики в обязательном порядке всеми организациями, кроме бюджетных. Начиная с 1995 г. в территориальных органах государственной статистики ведется база данных БОО ("Бухгалтерская отчетность организаций") бухгалтерских отчетов, прошедших арифметический и логический контроль, по предприятиям и организациям, зарегистрированным на данной территории.
Перечислим типовые ошибки, выявленные при обработке информации бухгалтерской отчетности:
- представленные формы отчетности составлены без соответствия положениям по ведению бухгалтерского учета;
- имеются арифметические ошибки (итоги разделов не равны сумме входящих статей или итог актива не равен итогу пассива);
- отчеты по разным формам составлены в разных единицах измерения или по разной учетной политике;
- статьи баланса заполняются отрицательными суммами там, где это не предусмотрено методологией бухгалтерского учета;
- нарушение порядка внесения исправлений при обнаружении ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
- бухгалтерский отчет составлен без данных за соответствующий период прошлого года, что нарушает принцип сопоставимости бухгалтерской отчетности. Отсутствие данных прошлых лет часто связано с утратой отчетности, а иногда и первичной бухгалтерской документации в организации, что происходит чаще всего при смене собственника предприятия или из-за высокой текучести бухгалтерских кадров, особенно в малых предприятиях. Иногда руководство находит экземпляры бухгалтерских отчетов своей организации в динамике только в статистических либо налоговых органах.
Бухгалтерские службы 60% крупных и средних организаций не составляют пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету.
Распространенными ошибками, нарушающими принципы достоверности и существенности бухгалтерской отчетности, можно назвать:
- необоснованное завышение сумм, указанных по строке "Прочие" во всех формах годовой бухгалтерской отчетности, что искажает как структурные характеристики, так и расчетные коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность организаций;
- ошибки учета основных средств;
- искажения и формальный подход в составлении отчетов по формам N 3 "Отчет об изменениях капитала", N 4 "Отчет о движении денежных средств", N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
- отражение информации по инвестиционной и финансовой деятельности в разделе по текущей деятельности в отчете о движении денежных средств;
- неверное распределение прочих доходов и расходов;
- отражение малыми предприятиями наценки вместо товарооборота по строке "Выручка от продаж" (если учесть, что на долю малых предприятий в торговле приходится 40%, то данное искажение существенно влияет на достоверность как сводной, так и первичной бухгалтерской отчетности, снижает эффективность анализа показателей рентабельности).
Очень низкий уровень бухгалтерского учета в сельской местности. В среднем с ошибками поступает около 70% годовых бухгалтерских отчетов сельскохозяйственных организаций. Ошибки чаще всего выявляются при сопоставлении с данными специализированных статистических отчетов. Наиболее грубые из них - ошибки учета основных средств, методология которого за последние годы претерпела немало изменений. Нарушения допускаются при отнесении амортизируемого имущества к определенным амортизационным группам, использовании нелинейных способов начисления амортизации, инвентаризационном учете основных средств, применении правил переоценки их балансовой стоимости.
В последние годы финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности претерпевают все большие изменения как количественного, так и качественного характера. Вводимые новации в бухгалтерской отчетности применительно к требованиям международных стандартов финансовой отчетности вызывают много вопросов у специалистов. Во-первых, предприятия и организации имеют право самостоятельного формирования отчетности, т.е. включать (исключать) в формы из типовой отчетности дополнительные строки и графы, если это позволяет более полно понять содержание их экономической деятельности. Однако это право до сих пор остается невостребованным, и в этой связи бухгалтерско-финансовым службам организаций следует более творчески подходить к составлению форм отчетности.
Во-вторых, любой субъект хозяйственной деятельности, заинтересованный в успешном развитии, должен использовать отчетность как способ доказательства своей надежности в качестве партнера, чтобы максимально привлечь потенциальных клиентов и поставщиков. В этой связи очень важно, чтобы руководители и специалисты организаций умели "читать" отчетность, т.е. делать оценку имущественного положения и финансового состояния партнера по ее данным. В этом случае финансовая отчетность позволяет снизить риск принимаемого решения, становясь источником информации при заключении договоров и выборе системы расчетов с партнерами.
Действующий сегодня отчет о прибылях и убытках значительно упрощен: отсутствует детализация выручки и затрат по видам деятельности, отменено деление прочих доходов и расходов на операционные и внереализационные. Однако Минфином России рекомендована необходимость раскрытия этих позиций в сегментарной отчетности, которая, как правило, включается в пояснения и дополнения к формам отчетности. Сегментарная отчетность более полно раскрывает значимость разных направлений деятельности, влияние структурных сдвигов на финансовые результаты деятельности организации и тенденции изменения ассортиментных программ производства. В пояснениях к отчету о прибылях и убытках для привлечения клиентов могут быть приведены данные о дебиторской задолженности и условиях предоставления отсрочки платежей клиентам, о системе скидок, в том числе и по разным сегментам.
В-третьих, информация о капитале организации и пояснения к ней (форма N 3 "Отчет об изменениях капитала") могут способствовать повышению инвестиционной привлекательности, характеризуют финансовую устойчивость, прирост балансовой стоимости акций (долей) и текущую доходность капитала, что становится важным условием минимизации вложений в данную организацию.
Представленные данные о структуре обязательств организации активно востребованы финансово-кредитными учреждениями и партнерами, которые должны принимать решения о предоставлении кредитов, займов и отсрочке платежей.
Особое значение имеют данные дополнений и пояснений к отчетности для оценки компаний при их реорганизации. Развитие корпоративного предпринимательства и формирование консолидированной финансовой отчетности требуют значительного увеличения системы пояснений, поскольку консолидация отчетности подразумевает не простую сумму результатов деятельности группы компаний, и в пояснениях необходимо отразить бизнес-процесс, его структуру и участие в нем отдельных предприятий, особенно это касается корпоративных структур вертикального типа. Для руководства организации пояснения к отчетности должны показать различия темпов изменения и объемов данных по корпоративной структуре в целом и по отдельным предприятиям, входящим в ее состав. Это важно при анализе финансовых результатов и капитала.
Таким образом, данные финансовой отчетности становятся аргументом в диалогах при принятии важных экономических решений. Но это предполагает, что руководители и специалисты финансово-бухгалтерских служб должны стремиться к повышению информативности и аналитических возможностей финансовой отчетности, что подразумевает расширение пояснений и дополнений к формам отчетности, предоставляющих не только количественные, но и качественные характеристики. Объективная необходимость пояснений и дополнений к отчетности проявляется в процессе анализа отчетных данных, когда необходимо разъяснить причины, в результате которых изменились финансовые показатели, их случайность, устойчивость и возможность регулирования.
В целях обеспечения достоверности и информативности финансовой отчетности необходимо на уровне Правительства Российской Федерации принять меры для разработки обязательных (а не рекомендательных) стандартов формирования отчетности, а также обеспечения контроля в целях коренного улучшения состояния бухгалтерского учета и качества работы аудиторских фирм.
Литература
1. Беданоков Н.А. Бухгалтерская отчетность - глазами статистики // Вопросы статистики. - 2005. - N 7.
2. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. - М. Омега-Л, 2004.
3. Казакова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности / Под ред. Л.М. Полковского. М. Финансы и статистика, 2008.
Н.А. Казакова,
кандидат экономических наук,
заведующая кафедрой анализа
хозяйственной деятельности и аудита,
профессор Московского
финансово-экономического института
"Экономический анализ. Теория и практика", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru