Мошенники предлагают легкую победу на тендерах
По замыслу чиновников, введение государственных заказов должно было позволить экономить бюджету страны ежегодно понескольку десятков миллиардов рублей. Но вследствие деятельности ряда несознательных граждан, которые хотят, ничего не делая, получить как можно больше денег, сберечь средства казны удается не в полном объеме.
Как "продаются" бюджетные деньги
Оказывать давление на всякого рода комиссии в нашей стране безумно популярно среди граждан, не привыкших к честному труду. А способы воздействия становятся изощреннее год от года. Новым полем деятельности мошенников стал госзаказ. В Москве уже образовался целый ряд фирм, которые за определенное вознаграждение гарантируют победу в конкурсах и аукционах любым компаниям. Руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев сообщил об этом на пресс-конференции, прошедшей 9 июля:
- В связи с последними тенденциями мы отмечаем снижение на 10 процентов числа претендентов на участие в аукционах, в конкурсах - на 8-9 процентов. И компании, не уверенные в своем профессионализме, часто нанимают посреднические структуры, которые якобы гарантируют им победу в мероприятиях госзаказа. Таких посредников мы предпочитаем именовать рейдерами. В Москве насчитывается уже около 50 подобных организаций, и это опасная тенденция.
В сфере государственных заказов крутятся большие деньги, и неудивительно, что каждый хочет урвать свой кусок. За 2008 год московская городская система госзаказа уже заключила 50 000 контрактов на сумму в 400 миллиардов рублей. По данным Тендерного комитета, экономия бюджетных средств на данный момент составляет 25 миллиардов рублей.
Но ущерб, нанесенный недобросовестными участниками конкурсов, оценивается в 12 миллиардов рублей. Геннадий Дегтев также рассказал о выявленных нарушениях в период с 2005 по 2007 годы:
- Было проведено 10 000 проверок предпринимателей, не выполнивших обязательства перед государством, 9000 из которых - в сфере госзаказа, а 1000 - в сфере инвестиционных торгов. В ходе операций было выявлено 400 различных нарушений, в том числе 200 поддельных справок о задолженностях перед бюджетами разных уровней, а также 30 поддельных банковских гарантий.
Мошенники действуют примерно следующим образом - официально заключают с компанией, участвующей в торгах, договор о предоставлении юридических консультаций и помощи при подготовке заявки в департамент по конкурентной политике. Но в неформальной беседе сотрудники этих организаций-консультантов намекают на связи в Тендерном комитете, которые являются как бы залогом победы. Проверить эти слова невозможно, и фирмам, желающим выиграть битву за госзаказ, остается только уповать на честность рейдеров, которые за свои услуги берут немаленький задаток (например, некая фирма "Лайнер Трейд" за помощь компании "Гермес" получила 400 000 рублей залога) и от 5 до 7 процентов стоимости лота в случае победы "консультируемой" фирмы в торгах.
Спасительные меры
Чтобы справиться с наметившейся тенденцией, столичные власти предлагают внести ряд поправок в ход конкурсов и аукционов на получение заказа от государства. По словам Геннадия Дегтева, для начала нужно обязать предпринимателей следить за порядочностью своих коллег:
- Для ликвидации существующего положения вещей крупные подрядчики должны создать саморегулируемые организации, которые будут информировать госзаказчиков о добросовестности того или иного участника.
Также претенденту на госконтракт будет предписано доказать свою компетентность: до вступления в конкурсную борьбу он должен выполнить определенный объем работ или представить образцы продукции. Эти вынужденные меры принимаются в ответ на действия компаний, уклонившихся от заключения госконтракта, исчезнувших вместе с государственными средствами, выделенными в качестве аванса, нарушивших условия госконтракта или просто переоценивших собственные силы. Своими действиями они похищают средства из государственной казны, которые могли бы принести реальную пользу.
Уже существует реестр недобросовестных поставщиков, который ведет Федеральная антимонопольная служба. Попав в него, фирма не сможет участвовать в торгах в течение двух лет. Список открыт для свободного доступа в интернете, и если у вас возникают сомнения относительно того или иного предприятия, то их легко можно подтвердить или опровергнуть. Кроме того, на сайте Тендерного комитета (tender.mos.ru) обнародован документ "Риски и угрозы", в котором обозначен список интернет-страниц подозрительных компаний, от контактов с которыми чиновники советуют воздержаться. На этом же сайте можно найти подробную информацию о конкурсах по размещению госзаказа, по подбору инвесторов, о прочих конкурсах: их результаты, поадресный список тех объектов, что будут выставлены на торги, технологию проведения, нормативно-правовые документы и пр.
Печальная статистика участившихся случаев рейдерства более характерна для Москвы, и столичные власти делают что могут, чтобы исправить ситуацию, считает глава Тендерного комитета:
- Дальнейшего улучшения требует и конкурсное законодательство, которое в столице имеет более проработанный характер, чем на федеральном уровне. Москва приняла недавно решение о создании рейтинга эффективности и прозрачности размещения государственного заказа, что будет дополнительно способствовать совершенствованию конкурсных процедур.
И каким бы сложным это ни казалось, победить в конкурсе на госзаказ можно, не привлекая третьих лиц, уверяет глава Тендерного комитета, тем более что все конкурсные процедуры в Москве проходят в открытом режиме: заседания аукционных комиссий транслируются в интернете, а собрания городской конкурсной комиссии - по внутриправительственной системе. ФАС и департамент города Москвы по конкурентной политике призывают не попадаться на удочку мошенников, но усилий отдельных заказчиков и уполномоченных органов может оказаться недостаточно. В качестве решения проблемы нерыночного давления на конкурсные комиссии Геннадий Дегтев предложил создание межведомственной рабочей группы с привлечением ответственных лиц федерального и регионального уровня, представителей законодательной власти, а также независимых экспертов.
Еще одним эффективным средством борьбы с нарушениями в сфере проведения конкурсов и аукционов могут стать центры для приема анонимных обращений от участников торгов. В обязанности таких центров будет входить сбор и анализ любых сигналов об отступлениях в конкурсных процедурах от норм, закрепленных законом.
Е. Тюрина
Закон N 94-ФЗ требует поправок
В Закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за один только год было внесено 400 изменений. Таким вот образом депутаты устраняют последствия излишней поспешности в принятии этого нормативного акта. Надо полагать, что количество поправок еще будет расти, потому как до сих пор находятся все новые и новые недочеты в тексте закона.
Американская система госзаказов
Россия только начинает свой путь в создании единой электронной системы госзаказа, тогда как в странах Европейского Союза и США уже давно практикуют высокие технологии. Наибольший опыт в этой сфере накоплен в Соединенных Штатах Америки. Первый закон, регулирующий федеральную систему государственных закупок, был принят в этой стране в 1792 году. В настоящее время власти Америки доверили проведение закупок на государственные нужды General Services Administration (что можно перевести как Управление общих услуг), которое занимается организацией тендеров. Некоторые другие закупки осуществляют ведомства, которым это ближе по профилю. К примеру, на нужды национальной обороны госзаказы осуществляет Министерство обороны.
Нормативными актами, регулирующими всю систему федеральных закупок, являются "Правила закупок для федеральных нужд" (Federal Acquisition Regulations, FAR) и "Правила закупок для нужд обороны - дополнение" (Defense Federal Acquisition Regulations - Supplement, DFARS). Эти документы весьма детально проработаны, и условно их можно разделить на две категории.
Первая - общефедеральное законодательство, которое отвечает за организацию процесса госзакупок и устанавливает юридические нормы. Вторая - специальные нормативные акты, регламентирующие процедуры и формы контрактов, а также информационное освещение процессов и результатов торгов.
В 1994 году законодательство США было подвергнуто пересмотру ввиду того, что оно уже не могло отражать возросшую роль закупок продукции для госнужд. Результатом проверки стало принятие нового закона и модернизация информационной политики. Федеральным служащим предоставили большую самостоятельность при выборе форм, методов и способов проведения закупок для нужд государства. Также закон заметно упростил контрактную процедуру для малых закупок. Эти меры призваны упразднить ненужный документооборот и облегчить заключение соглашений.
Кроме того, новый закон обязал каждое федеральное ведомство Америки сформировать и поддерживать компьютерные базы данных, включающих в себя информацию по контрактам единичной стоимостью свыше 25 000 долларов за последние пять лет. Вся сведения отправляются в Центральную информационную систему федеральных закупок, которая обеспечивает учет сведений по 400 000 - 500 000 контрактов стоимостью более 25 000 долларов и 17 миллионов малых контрактов и является источником совокупной информации о госзакупках. На основе этих данных периодически составляются специальные отчеты президенту, Конгрессу, федеральным ведомствам, общественности и прочим заинтересованным кругам.
Освоив компьютерные базы, правительство США активно вводит в оборот электронные торги, которые не только автоматизируют рутинные процессы, но снижают затраты и сокращают сроки проведения операций по оформлению госзаказов.
"Московский бухгалтер", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007