Все, что вы хотели знать
о задании для автономного учреждения
В системе регулирования отношений автономного учреждения (АУ) с его собственником задание последнего является одним из определяющих для таких учреждений документов. В нем прописываются различные задачи, которые АУ предстоит решить в процессе своей деятельности. Для того чтобы учредителю легче было составить задание, а учреждению - его понять, органами власти на различных уровнях разрабатываются рекомендации по заполнению и оформлению задания, чему и посвящена настоящая статья.
Что обязывает учредителя выдать задание?
О необходимости составления учредителем задания для АУ говорится в Законе об АУ*(1) и Положении об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя АУ*(2). Согласно названным документам учредитель выдает задание для АУ исходя из предусмотренного его уставом основного вида деятельности. Очевидно, что для АУ, оказывающего услуги в сфере образования, и аналогичного учреждения культуры или социальной политики и защиты населения задания будут различны. Будут различаться также задания, выдаваемые учреждениям одной сферы деятельности, но имеющим имущество от учредителей разного уровня. Объясняется это достаточно просто.
Условия и порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения определяются:
- Правительством РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
- высшим исполнительным органом власти субъекта РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта;
- местной администрацией в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Многие из перечисленных органов власти справились с поставленной задачей. Правительство РФ Постановлением от 18.03.2008 N 182 утвердило Положение о формировании задания АУ. Документом могут руководствоваться учредители АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредителям иных учреждений, вклад в которые сделан из собственности региональных и местных властей, следует исходить из документов этих исполнительных органов власти. Наиболее расторопные из них утвердили соответствующие положения об условиях и порядке формирования задания учредителя АУ в прошлом году, кто-то разработал и опубликовал рекомендации к составлению задания недавно. В статье мы решили обобщить отдельные опубликованные на данный момент нормативные акты федеральных, региональных и местных властей, с тем чтобы читатель смог представить порядок составления задания и его выполнения АУ.
Каково финансовое обеспечение задания АУ?
Выполнение поставленного задания зависит не только от исполнителя, но и от источника компенсации возникающих в процессе выполнения задания затрат. В Законе об АУ это правило применяется следующим образом.
Учредитель должен не только выдать АУ задание, но и обеспечить его выполнение. Для этого на него законом возложена обязанность по финансовому обеспечению выполнения задания. Несложно догадаться, что под таким обеспечением понимается выделение средств на финансирование тех или иных запланированных расходов учреждения. За более точным определением финансового обеспечения следует обратиться к п. 4 ст. 4 Закона об АУ и ст. 78.1 БК РФ, в которых предусматривается в качестве подобного обеспечения выделение субсидий на возмещение нормативных затрат АУ на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг.
В Положении о формировании задания АУ поясняется, что на федеральном уровне финобеспечение осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления АУ:
- субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
- субсидии на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В Законе об АУ прописана аналогичная норма, предусматривающая финобеспечение вышеназванных статей расходов. Плюс к этому на учредителя возложено финансовое обеспечение развития АУ в рамках утвержденных в установленном порядке программ.
У читателя может сложиться впечатление, что финобеспечение предусматривает выделение субсидий на содержание АУ, и в этом есть доля правды. В то же время, по мнению автора, финобеспечение предусматривает финансирование деятельности АУ по предоставлению ими социальных услуг населению, что подтверждается выделением субсидий на возмещение нормативных затрат по услугам. Субсидии на содержание имущества отчасти опровергают то, что финобеспечение преимущественно направлено на финансирование оказания услуг, а отчасти подтверждают это мнение.
Содержание имущества АУ, безусловно, связано с содержанием самого учреждения. Финансированию за счет обеспечения учредителя подлежит движимое и недвижимое имущество, если оно закреплено за АУ учредителем или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. С другой стороны, не всегда содержание имущества АУ должно включаться в финансовое обеспечение, например, когда приобретенное за счет средств учредителя сдается в аренду с его согласия. Можно предположить, что расходы на содержание имущества, также используемого иным образом в предпринимательской деятельности, могут быть не профинансированы учредителем АУ, так как источником их покрытия являются доходы от оказания платных услуг.
Заметим, объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем, не может зависеть от типа учреждения. Иными словами, учреждение, какое бы оно ни было - государственное, муниципальное, бюджетное, не может быть ограничено в праве финансового обеспечения по сравнению с иными учреждениями, получающими такое обеспечение от учредителя. Таким образом, бюджетным учреждениям не стоит опасаться, что при переводе их в АУ они будут как-то имущественно или финансово ущемлены. Учредитель, который наделил учреждение имуществом, предусматривает объем финансового обеспечения прежде всего исходя из поставленных задач, а не из того, в каком правовом статусе учреждение занимается оказанием социальных услуг населению.
Единственное, для АУ, созданного путем изменения типа существующего федерального госучреждения, предусматривается выравнивание финансового обеспечения для выполнения задания учредителя. В частности, для таких "переходных" учреждений размер субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание АУ услуг и на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Иными словами, учреждение, преобразованное из бюджетного в автономное, не может рассчитывать на получение финобеспечения в повышенном размере. Такому учреждению выделяется столько средств, сколько нужно для выполнения поставленного задания с учетом выделенных ранее бюджетных средств.
И еще: объем финансового обеспечения задания учредителя, равно как сведения о его исполнении, включаются в Отчет о деятельности АУ*(3), что лишний раз говорит о важности такой информации как для АУ, так и для всех заинтересованных в деятельности данных учреждений лиц.
Далее от правовых вопросов финобеспечения перейдем к правилам его учета и налогообложения.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет финобеспечения задания в целом аналогичен учету субсидий, предоставляемых учреждениям из бюджета. Мы не будем подробно останавливаться на порядке учета субсидий, обратим внимание лишь на два вопроса. Первый: стоит ли отражать в учете финансовое обеспечение до его фактического получения? Второй (при положительном ответе на первый): в какой момент отражается задолженность учредителя по причитающемуся учреждению обеспечению?
С позиций бухгалтерского учета финансовое обеспечение есть не что иное, как средства целевого финансирования. Инструкция по применению Плана счетов*(4) рекомендует в учете обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, на счете 86 "Целевое финансирование". Счет пассивный и корреспондируется со счетом учета расчетов 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Использование этих двух счетов предполагает отражение финансового обеспечения до перечисления денежных средств, для которого предусмотрена отдельная проводка, закрывающая задолженность по счету 76 в корреспонденции со счетом 51 учета денежных средств. Непосредственное использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом учета затрат при направлении средств на выполнение поставленного учредителем задания.
Таким образом, ответ на первый вопрос можно считать положительным: финансовое обеспечение следует отражать в учете АУ до момента его фактического получения. Основанием для учета такой операции является решение учредителя, которое закрепляется в соглашении между ним и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий на оказание услуг и содержание имущества. В названном документе указываются размеры субсидий и периодичность их перечисления. Соглашение является приложением к заданию учредителя, оно может уточняться и дополняться с учетом отраслевых особенностей оказания услуг. При этом типовая форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии утверждается уполномоченным органом отдельно.
Итак, мы вплотную подошли к ответу на второй поставленный вопрос: задолженность учредителя по финансовому обеспечению отражается после того, как учредителем с АУ будет заключено соглашение о порядке предоставления субсидий в установленной соглашением сумме.
Пример.
Учредитель выдал АУ задание, для выполнения которого будет выделено финансовое обеспечение в размере 600 000 руб. Согласно заключенному соглашению субсидии на осуществление расходов по заданию равномерно поступают в течение отчетного года. В обеспечении не учитываются ежемесячные расходы в размере 10 000 руб. на содержание имущества, сданного в аренду, доходы от которой составляют без налогов 20 000 руб. ежемесячно.
В бухгалтерском учете АУ будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена задолженность учредителя перед АУ по финансовому обеспечению выданного задания |
76 | 86 | 600 000 |
Ежемесячно в течение отчетного года | |||
Получено финансовое обеспечение от учредителя (600 000 руб. / 12 мес.) |
51 | 76 | 50 000 |
Отражены доходы от сдачи имущества в аренду | 62 | 91-1 | 20 000 |
Отражено использование финансового обеспечения на покрытие расходов по оказанию услуг |
86 | 20, 26 | 50 000 |
Отражены расходы, связанные с содержанием переданного в аренду имущества |
91-2 | 60, 76 | 10 000 |
Отметим, АУ списывает в счет финобеспечения расходы по установленным нормативам затрат на оказание услуг, содержание имущества и налоги по этому имуществу (бухгалтерская проводка: Дебет 86 Кредит 20, 26). Затраты, превышающие установленные нормативы, финансируются либо за счет доходов от предпринимательской деятельности, либо за счет учредителя, который пересматривает размер финобесечения при наличии на то достаточных оснований.
Расчет размера нормативных затрат на выполнение задания производится учредителем на основании утвержденных нормативов затрат на оказание услуг, на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также нормативов на уплату налогов. Методические рекомендации по расчету нормативов затрат на оказание услуг и сами нормативы этих затрат утверждаются органами власти в соответствующей сфере оказания социальных услуг АУ.
Налогообложение финансового обеспечения
При налогообложении финобеспечения, в качестве которого выступают субсидии от распорядителей средств бюджета, определяющими являются нормы абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Они освобождают от налогообложения доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде субсидий АУ. В Налоговом кодексе не сказано, какие именно субсидии не включаются в налогооблагаемые доходы АУ, что позволяет учреждению отнести к необлагаемым доходам поступления финансового обеспечения задания учредителя. Не включаются в расчет налога, соответственно, и расходы, осуществленные за счет данных ассигнований из бюджета. Порядок налогообложения достаточно прост и удобен учреждению тем, что в части доходов и расходов он не отличается от бухгалтерского учета финансового обеспечения. Значит, бухгалтеру не нужно вести дополнительные налоговые регистры для расчета налога в части рассматриваемой операции. В то же время ему не следует забывать о раздельном учете необлагаемых средств финансового обеспечения задания АУ и облагаемых поступлений АУ, связанных больше с предпринимательской деятельностью. У учреждений (как автономных, так и бюджетных), занимающихся предпринимательской деятельностью не первый год, такой учет уже организован. Тем, кто только собирается совмещать бюджетную и предпринимательскую деятельность, следует иметь в виду, что раздельный налоговый учет можно организовать на базе бухгалтерских регистров и подтверждающих хозяйственные операции документов. В налогообложении без документов не обойтись, и прежде чем исключить финобеспечение из облагаемых доходов, бухгалтеру следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих целевой характер получаемого от учредителя обеспечения.
Получить финансовое обеспечение - это, конечно, хорошо, но нужно его еще использовать по целевому назначению, для чего учредителем выдается АУ соответствующее задание. Содержание этого задания зависит от направления деятельности учреждения и его подведомственности федеральным, региональным или местным органам власти. Рассмотрим формирование задания на каждом из этих уровней.
Что входит в состав задания федерального АУ?
Автономным учреждениям, созданным на базе имущества федеральной собственности, учредитель выдает задания исходя из предписаний Положения о формировании задания АУ.
Первое, что устанавливает учредитель в задании АУ, - это требования к качеству и объему (составу), порядку и результатам оказания услуг. Такие требования различаются в зависимости от сферы оказания услуг (наука, образование, здравоохранение, культура, соцзащита, физическая культура и спорт). Второе, что устанавливает учредитель в задании АУ, касается непосредственного контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного его выполнения.
Для достижения поставленных задач учредителю следует расписать задание учреждению, что называется, по пунктам, включив в него:
- выписку из реестра расходных обязательств по тем обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания;
- перечень категорий потребителей услуг, оказываемых в рамках задания, с выделением категорий потребителей, имеющих право на бесплатное и (или) частично платное получение услуг, а также планируемое количество потребителей этих услуг;
- показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых учреждением услуг, на очередной финансовый год планового периода*(5);
- порядок оказания услуг физическим и (или) юридическим лицам, в том числе описание основных процедур оказания услуг, правила информирования потребителей, перечень оснований приостановления или отказа в оказании услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами либо порядок их установления;
- порядок контроля за выполнением задания, условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности о выполнении задания, включая форму отчета о выполнении задания и периодичность его представления;
- срок выполнения и порядок изменения задания.
Как видим, объем задач и условий достаточно внушительный, особенно когда АУ оказывает несколько видов различных по регулированию и обеспечению услуг. В таком случае, чтобы учреждению разобраться в непростом задании, Положение о формировании задания АУ рекомендует разбить его на несколько тематических разделов по видам оказываемых услуг.
В разработке задания принимает участие не только учредитель, но и само учреждение, предложения которого о потребностях в услугах и возможностях по оказанию этих услуг учитываются при составлении задания. Кроме этого, в задании учитываются:
- сданное в аренду с согласия учредителя недвижимое или особо ценное движимое имущество, финансовое обеспечение содержания которого учредителем не осуществляется;
- показатели выполнения АУ задания в отчетном финансовом году;
- объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учредителя федерального АУ.
Последний показатель является одним из определяющих в формировании задания, которое утверждается учредителем после принятия нормативного акта о бюджете на очередной плановый период. Учредитель вправе изменять задание при условии, что это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований на оказание услуг.
Какие дополнения в задание могут внести регионы?
На региональном уровне каждый субъект РФ по-своему видит формирование задания для АУ, но есть и общие моменты. Власти регионов считают, что в задание следует включать в качестве обязательных все основные пункты, которые предусмотрены для формирования задания АУ федерального значения. В то же время они отмечают, что перечень показателей задания может быть расширен учредителями исходя из специфики деятельности АУ. Поэтому не стоит удивляться, если в состав задания для АУ добавляются такие пункты, как:
перечень услуг, являющихся социальными и предоставляемых потребителю бесплатно, а также перечень и объем социальных услуг, оказываемых частично за плату;
процедура и формы отчетности об исполнении задания, включая перечень средств массовой информации, в которых АУ обязано публиковать установленную законодательством отчетность*(6);
предложения о доле имущества учреждения, которое планируется использовать при выполнении задания;
порядок контроля за исполнением задания учреждением с указанием органа, ответственного за контроль, требования к периодичности осуществления контроля, основные формы и процедуры осуществления контроля*(7);
- ответственность руководителя АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение задания учредителя*(8).
В нормативных актах региональных органов власти могут содержаться подробные разъяснения о том, какие статьи расходов включаются в норматив затрат, покрываемый финансовым обеспечением учредителя для учреждения. Например, норматив затрат на оказание услуг обеспечивает покрытие расходов, которые несет АУ в связи с выполнением задания учредителя, и включает в себя затраты на оплату труда работников учреждения с отчислением налогов и взносов, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; затраты на оплату услуг физических и юридических лиц, необходимых для оказания услуг в соответствии с заданием, включая оплату приобретения расходных материалов и другие расходы, связанные с оказанием социальных услуг*(9).
Другая составляющая финансового обеспечения - норматив затрат содержания имущества - обеспечивает покрытие расходов на оплату коммунальных услуг, текущего содержания и ремонта зданий и сооружений, текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества, налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество*(10).
При формировании задания отраслевой региональный орган учитывает как потребности физических и юридических лиц в соответствующих видах услуг, так и возможности самого АУ выполнять необходимый объем услуг. Этот показатель может быть установлен для каждого вида деятельности, что помогает учредителю разобраться в формировании задания многопрофильного АУ. В частности, в качестве единицы объема услуги для целей расчета объема задания могут применяться: учебный час (для образовательных услуг), законченный случай госпитализации (для стационарной медпомощи), посещение (для амбулаторно-поликлинической медпомощи), участник (для культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий), посещение (для концертно-зрелищных мероприятий) и получатель услуги (обращение или посещение учреждения) - для иных социальных услуг*(11).
Отдельные органы власти субъектов РФ не только дают рекомендации по содержанию и объему задания, но и приводят типовую форму, которую собственники учреждений могут взять за основу и доработать с учетом особенностей оказания тех или иных социальных услуг. Для наглядности ниже представлена форма одного из таких заданий*(12).
Задание на оказание услуг в 2008 году | |||||
Полное наименование автономного учреждения, оказы- вающего услуги Дата и номер соглашения, заключенного между орга- ном исполнительной власти и автономным учреждением |
Автономное учреждение "Центр дополнительного образования" Соглашение от 20.07.2008 N 5-ау |
||||
N п/п |
Наименование услуг | Конкретный получатель услуги |
Требования к услугам |
Цена услуги | Срок оказания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Обучение на курсах по- вышения квалификации |
Молодые специалисты в возрасте от 22 до 24 лет |
Высокая квалифика- ция преподавателя |
20 000 руб. | Месяц |
Как могут уточнить задание местные органы власти?
Принятые местными органами власти нормативные акты, касающиеся формирования задания АУ, в большинстве не отличаются оригинальностью и полнотой изложения рекомендаций учредителю по выдаче задания АУ. За основу принимается вариант составления задания для учреждения, владеющего федеральной собственностью, который и уточняется по отдельным вопросам местными властями.
При формировании муниципального задания АУ на очередной финансовый год и плановый период может учитываться следующая информация*(13):
- категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих муниципальных услуг;
- показатели, характеризующие объем (состав) и качество оказываемых муниципальных услуг в соответствии со стандартами качества оказания таких услуг, целевыми программами, а также с учетом оценки потребности в оказании услуг;
- оценка муниципальной услуги на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей АУ по оказанию муниципальных услуг;
- план учреждения по доходам и расходам по муниципальным услугам, оказываемым на платной основе;
- фактическое выполнение АУ муниципального задания в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году;
- сведения о предельных объемах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до распорядителя бюджетных средств в ходе составления проекта местного бюджета.
В случае если задание формируется на услуги, которые не предусмотрены действующим реестром расходных обязательств, то учредитель АУ до утверждения задания вносит предложения о внесении в реестр расходных обязательств соответствующего принимаемого обязательства*(14). При этом муниципальные АУ имеют право вносить свои предложения по формированию задания*(15).
Отчетность об исполнении задания может содержать всю совокупность информации, характеризующую результаты деятельности АУ, в том числе результаты выполнения задания, финансовое состояние АУ, состояние и развитие имущества, эксплуатируемого учреждением, перспективы изменения объемов предоставления услуг*(16).
Мы привели далеко не весь список дополнений и уточнений местных органов власти к порядку формирования задания АУ на федеральном уровне. Учредителям муниципальных учреждений следует обратить внимание на рекомендации к составлению задания, установленные местными органами власти в своем муниципальном образовании.
С.В. Булаев
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662.
*(3) Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684.
*(4) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(5) Здесь же описывается методика расчета значений показателей качества услуг, требования к квалификации и опыту персонала, требования к материально-техническому обеспечению и порядок оказания услуг с указанием правового акта, которым утверждены требования к качеству услуг (при наличии).
*(6) См. Постановление Администрации Ростовской области от 27.12.2007 N 534.
*(7) См. Постановление Администрации Новосибирской области от 03.03.2008 N 49-ПА.
*(8) См. Постановление Правительства Астраханской области от 13.02.2008 N 62-П.
*(9) См. Постановление Администрации Новосибирской области от 03.03.2008 N 49-ПА.
*(10) См. Постановление Правительства Астраханской области от 13.02.2008 N 62-П.
*(11) См. Постановление Правительства Тюменской области от 26.11.2007 N 301-п.
*(12) См. Постановление Администрации Брянской области от 04.10.2007 N 782.
*(13) См. Постановление главы Администрации г. Зеленогорска от 26.06.2008 N 282-п.
*(14) Постановление главы Администрации г. Кирова от 24.03.2008 N 1069-п.
*(15) Постановление главы г. Соликамска от 17.01.2008 N 42.
*(16) Постановление руководителя Исполнительного комитета г. Набережные Челны от 04.09.2007 N 3230.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"