Учитываются ли контрольные сроки пересылки почтовых отправлений при принятии решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с нарушением срока представления в налоговый орган налоговой декларации?
В соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам организации в банке на одиннадцатый день по истечении этого срока.
Налоговая декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения (абзац первый п. 4 ст. 80 НК РФ).
Согласно абзацу третьему п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Следовательно, организация не нарушает срок представления налоговой декларации, направляя ее в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления такой декларации.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ.
Из п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 (далее - Нормативы), следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) может составлять 11 дней. Речь идет, в частности, о пересылке корреспонденции в том числе между Абаканом и Анадырем, Анадырем и Магаданом, Магаданом и Курганом, Чебоксарами и Элистой, Дудинкой и Благовещенском (такой срок указан в приложении к Нормативам).
Это означает, что налоговая декларация, направленная в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной корреспонденции), должна быть доставлена в налоговый орган в соответствии с Нормативами в течение двенадцати дней (с учетом дня ее приема на почте).
Следовательно, в связи с действием Нормативов может возникнуть противоречие между правилом, установленным абзацем третьим п. 4 ст. 80 НК РФ (налогоплательщик вправе отправить налоговую декларацию по почте в последний день установленного срока представления такой декларации), и правилом, предусмотренным абзацем первым п. 3 ст. 76 НК РФ (где идет речь о десятидневном сроке), поскольку контрольный срок доставки почтового отправления может составлять одиннадцать дней.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что контрольные сроки пересылки почтовых отправлений учитываются при принятии решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с нарушением срока представления в налоговый орган налоговой декларации.
В то же время п. 6 ст. 6.1 НК РФ предусмотрено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Это означает, что в абзаце первом п. 3 ст. 76 НК РФ срок определен в рабочих днях.
В то же время в Законе N 176-ФЗ и Нормативах сроки установлены в днях, но не указано, в каких - рабочих или календарных.
В связи с этим порядок исчисления этих сроков потребители почтовых услуг имеют право толковать в свою пользу, то есть считать, что эти сроки исчисляются в календарных днях.
Статьей 111 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
В НК РФ не уточняется, какая рабочая неделя учитывается при исчислении сроков, - пятидневная или шестидневная.
Учитывая это, а также положения п. 7 ст. 3 НК РФ, при исчислении срока, установленного абзацем первым п. 3 ст. 76 НК РФ, следует признать, что рабочая неделя длится пять дней.
В этом случае десять рабочих дней приходятся на две рабочие недели, то есть на четырнадцать календарных дней.
Поэтому следует признать, что контрольные сроки пересылки почтового отправления не учитываются при принятии решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с нарушением срока представления в налоговый орган налоговой декларации, поскольку максимальный контрольный срок пересылки почтового отправления - двенадцать календарных дней с учетом дня его приема на почте, а на две рабочие недели приходится больше - четырнадцать календарных дней.
А.А. Назаров
1 июля 2008 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1