Эксперты кредиторской надежности
Объемы кредитования стремительно растут, и основными потребителями займов становятся предприятия среднего и малого бизнеса, а также обычные граждане. Тщательно оценить каждого клиента становится все сложнее, и проблема неплатежей выглядит особенно актуальной. Усугубляется она дефицитом квалифицированных специалистов, которые способны защитить банки от безответственных заемщиков.
Зона риска
Весной этого года на Bankir.ru проводился опрос "Взаймы у банка?". По его данным, около половины респондентов положительно относятся к кредитам, активно используют возможность "жить здесь и сейчас, даже если это связано со значительной переплатой" и будут продолжать это делать. Замечу, что почти 75% на вопрос о том, задерживали ли они платежи, ответили отрицательно. Тем не менее, процент тех, кто нарушал договоренности с банком, не мал - 13%. Безусловно, не все, кто задерживал срок выплат, не возвращают кредит. Однако результаты опроса показывают, что проблема существует. "Если мы говорим только о продуктах, ориентированных на открытый рынок, то по ипотеке уровень невозврата значительно ниже, чем по другим продуктам, как правило, 1-2% от суммы выдач, - поясняет Татьяна Лозовская, управляющий директор Москоммерцбанка. - По потребительским (бланковым) кредитам уровень дефолта существенно выше и на разной стадии жизни продукта в банке, а также в зависимости от используемого кредитного процесса (в том числе качества оценки заемщика), может составлять от 5 до 12%. Если же такой кредит выдается, например, владельцам зарплатных карт или сотрудникам корпоративных клиентов, это позволяет существенно снизить уровень невозвратов".
Специалисты отмечают, что в сфере кредитования малого и среднего бизнеса вопрос неплатежей стоит менее остро. Поскольку в залоге у банка, как правило, находится их имущество, предприятия относятся к своим обязательствам более ответственно. Однако Олег Роженцов, руководитель департамента продуктового менеджмента банка "УРАЛСИБ", предполагает, что к 2010 году "малый бизнес в России может превратиться в самый эффективный и быстрорастущий сектор экономики". Несмотря на то, что в настоящее время доля таких клиентов невелика, эксперт прогнозирует рост заинтересованности предприятий возможностью использовать заемный капитал: "В условиях усиливающейся конкуренции преимущество будет на стороне тех компаний, которые станут активно инвестировать средства в развитие своего бизнеса, увеличивать количество точек продаж, использовать новые технологии и современное оборудование".
Таким образом, спрос на частные и корпоративные займы будет расти. А вместе с ним - и опасность обострения проблемы неплатежей. Надо заметить, что лишь менее 4% участников опроса согласились, что этот вопрос "просто раздут прессой". Чуть более трети уверены, что кризисная ситуация требует особого внимания, и почти 60% полагают, что в руках банка есть инструменты для того, чтобы себя обезопасить.
Технологии оценки безопасности
Сегодня основной метод определения рисков в потребительском кредитовании - скоринговая система. Для получения займа клиент заполняет анкету, которая потом (вместе с данными кредитного бюро) автоматически обрабатывается компьютером. В зависимости от того, какую степень риска припишет программа, клиенту или выдают займ, или отказывают. Скоринг работает быстро и принимает решение практически моментально. Но не может учесть всех моментов, влияющих на качество решения, ибо подчиняется строгому алгоритму. Технология не позволяет определить: потеряет ли клиент работу и не является ли его намерение взять кредит преступным.
Тем не менее, объем операций в потребительском кредитовании очень велик, поэтому применение скоринга, особенно в случае небольших займов, себя оправдывает. Однако норма риска, который учитывает система, находится под ответственностью специалиста банка. И ошибка при его установлении, по мнению Татьяны Лозовской, плохо сказывается на финансовом результате: "Если уровень риска завышен, то банк получит большой объем отказов, и, следовательно, усилия продающих подразделений будут напрасны. Если же занижен, банк получит большой объем потерь по кредитному портфелю. Если заранее компенсировать его процентной ставкой, велика вероятность получения неконкурентоспособного продукта, на который не пойдут хорошие заемщики. Здесь важен сбалансированный подход, так как при грамотно выстроенном уровне отсечения можно получить дополнительный доход, соблюдая заданный уровень дефолта".
В сфере кредитования малого и среднего бизнеса требуется более тщательная проверка, которую скоринг обеспечить не в силах. Здесь используется более индивидуальный подход - экспертный анализ. "Главный способ - на этапе рассмотрения заявки предусмотреть все возможные варианты развития ситуации в бизнесе заемщика", - считает директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Елена Махота. Индивидуальный подход куда более эффективен, но требует большего времени и ресурсов, чем скоринг. Зато крупные кредиты оправдывают дополнительные затраты: ведь порой даже единичный невозврат может заметно влиять на безопасность капитала банка. По словам Олега Роженцова, под пристальное внимание попадает, прежде всего, финансовое состояние клиента: "Из-за недостаточной прозрачности малых предприятий не всегда возможно оценить кредитные риски традиционными способами. Поэтому основной особенностью является широкое применение косвенных показателей, так называемый cross cheking, для создания полной и ясной картины о финансовом состоянии заемщика".
Различных технологий оценки рисков немало: бета-анализ теории САРМ, АРТ, Short Fall, Capital-at-Risk, Maximum Loss и ряд других классических методов. В области риск-менеджмента специалисты также выделяют Value at Risk (рисковая стоимость). Суть этой технологии - четкий и однозначный ответ на вопрос о том, какой максимальный убыток рискует понести инвестор за определенный период времени и с заданной вероятностью.
Защитники капитала
Оценить риск, который ожидает компанию в случае выдачи кредита конкретному заемщику, это - как раз один из способов защитить ее средства. А раз банки прогнозируют увеличение активности спроса на заемные деньги, возрастет и потребность в специалистах, являющихся своего рода "фильтром" кредитования.
По данным экспертов кадрового центра "ЮНИТИ", эта тенденция сохраняется на рынке уже несколько лет. Резкий подъем спроса свидетельствует о том, что у финансовых структур возникает необходимость выявлять, оценивать риски и управлять ими. Между тем, сегмент риск-менеджмента очень узок на рынке трудовых ресурсов. Крайне востребованы специалисты по всем видам рисков, включая экспертов по анализу рыночных и кредитных рисков, ликвидности. Анна Белых, возглавляющая управление по работе с персоналом Москоммерцбанка, полагает: "Нехватка, очевидно, связана с тем, что это направление относительно новое для нашей страны, потому банки заинтересованы брать на работу даже начинающих специалистов риск-менеджмента. На современном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на таких сотрудников намного превышает предложение".
Поясняя востребованность кандидатов, специалист по подбору персонала департамента "Финанс" кадрового центра "ЮНИТИ" Ванинэ Петросян отмечает их вклад в процесс принятия решения. Татьяна Лозовская также считает, что банку важно иметь в своем штате не только специалистов, которые оценивают заемщиков, но и тех, кто способен отслеживать и анализировать тенденции кредитного портфеля. И своевременно предлагать корректировки не только в кредитную политику, скоринг, кредитный процесс, но и в продуктовую программу, систему продаж. Неправильный расчет может повлечь миллионные убытки, ударить по репутации компании и даже обрушить бизнес того или иного сектора.
Кадровая недостаточность
Высокая ответственность и объем задач предполагают и соответствующий уровень требований к квалификации специалистов. "Подобрать сотрудника, который готов к самостоятельной работе, не так просто. Большинство кандидатов обладают лишь знаниями скоринговой системы, - признает Ванинэ Петросян. - Однако банкам требуются эксперты, готовые разрабатывать гипотезы, анализировать и выносить предложения по минимизации возникающих рисков". Оценивая кадровый рынок, эксперт отмечает, что большинство специалистов в данной сфере имеют экономическое, финансовое или математическое образование и продолжает: "Среди требований работодателей можно выделить навыки работы с программами SPSS, Statictica, владение современными технологиями оценки рисков, опыт работы с БД MS SQL и навыки составления SQL-запросов, а также знание английского языка, которое стало постоянным и обязательным".
Каждый банк пользуется своими методами определения рисков, поэтому разнятся и требования к кандидатам. Зависят они и от сферы кредитования. В рознице ценятся опыт работы и глубокое понимание скоринговой системы данного банка. В корпоративном сегменте важны навыки оценки финансового состояния предприятия, управленческой отчетности. И совсем другие знания и квалификация необходимы тем, кто работает в отделах рыночного риска.
Немалое влияние на уровень компетенции оказывают масштаб банка и его структура. В зависимости от численности отдела оценки рисков требования к его сотрудникам могут быть различны, если их функции предполагают узкую специализацию. Крупные банки особый упор делают на аналитические способности кандидата, его владение определенными навыками и знаниями. В средних же и мелких банках часто все функции оценки рисков сосредоточены на одном сотруднике. Значит, он должен быть многофункционален, и требования к нему будут столь же высокие, как и в крупном банке. Как отмечают рекрутеры, иностранные фирмы более лояльны и акцентируют внимание на аналитическом складе ума и образовании. Приняв на работу новичка, они сами его обучают в тех пределах, которые необходимы.
Надо заметить, кадровый дефицит на руку специалистам. Прежде всего, уровень оплаты труда здесь достаточно высок, и многие компании готовы в этом вопросе идти навстречу кандидату. По информации "ЮНИТИ", месячная зарплата специалистов по риск-менеджменту - от шестидесяти до ста тысяч, плюс солидный соцпакет. В иностранных банках сумма может подняться и до 120-130 тысяч рублей. Во многих банках, помимо фиксированной суммы, специалист может рассчитывать на премиальные и бонусы. В качестве дополнительных предложений наиболее востребована оплата обучения сотрудника.
Из-за нехватки кадров карьера специалиста может быть стремительной. Банки стараются удержать перспективных сотрудников, предоставляя им возможность роста. Уже через год менеджер может перейти на ступень ведущего специалиста или руководителя группы. Опыт решает здесь очень многое, и еще через полтора года ему, возможно, предложат управлять отделом. И, хотя иерархия, конечно, зависит от структуры банка, для целеустремленного, растущего специалиста вполне реальная перспектива возглавить дирекцию банка.
Т. Баева,
независимый эксперт кадрового центра "Юнити"
"БДМ. Банки и деловой мир", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"