Новые технологии на рынке небанковских платежей
Сегодня не вызывает сомнения то, что мобильная коммерция - одна из наиболее многообещающих альтернатив развития мирового рынка телекоммуникаций. Свидетельством тому служат не только успехи стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где мобильные платежи давно стали неотъемлемой частью экономики, но и те усилия, какие прилагают к развитию инфраструктуры этого рынка такие влиятельные международные организации, как GSMA и Mobey Forum. Мобильные платежи постепенно развиваются во всем мире, включая малые страны и страны с минимальным доходом на душу населения: на Филиппинах, в Бразилии, Южной Африке, Индии, Пакистане. Внимание российских операторов связи и банков лишь сравнительно недавно обратилось к богатым возможностям, открывающимся перед рынком мобильной коммерции в связи с почти стопроцентной "мобилизацией населения". И, тем не менее, уже сегодня можно говорить о некоторых практических результатах создания в России работающей модели мобильных платежей.
На фоне слаборазвитой инфраструктуры безналичных платежей, привязанной к эмиссии банковских карт, масштаб проникновения мобильной связи в России особенно впечатляет, а перспективы развития мобильных платежей в качестве альтернативы операций с пластиковыми банковскими картами - максимально обнадеживают. Однако в сравнении с динамикой мирового рынка мобильной коммерции, приближающемся к показателям ежегодного роста в 53%, наш рынок мобильных платежей пока находится в стадии формирования. Сегодня основные усилия компаний-операторов "большой тройки" и финансовых организаций сосредоточены на разработке единой технической и правовой схемы, которая позволила бы объединить разрозненные проекты в области мобильной коммерции в унифицированную инфраструктуру. В свою очередь, именно создание единых стандартов подключения, пользования и отказа от услуг - вне зависимости от оператора, банка и географической зоны - означало бы появление в России полноценного рынка мобильной коммерции. Причем, согласно международному опыту, основной сферой применения мобильных платежей в рамках мобильной коммерции должны стать микроплатежи, а макроплатежи оказываются прерогативой мобильного банкинга.
Интеграция усилий
Сегодня в работу над созданием единого рынка мобильной коммерции вовлечены более пятнадцати компаний, в том числе крупнейшие российские операторы связи - "ВымпелКом", "Дельта Телеком", "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы", "Московская Сотовая Связь", и банки - "Таврический", "Связь-Банк" и АКБ "МБРР". По сути, все перечисленные игроки рынка телекоммуникаций реализуют собственные независимые проекты в области мобильной коммерции, привязывая их к относительно самостоятельным сегментам рынка. Но все усилия по сведению пилотных проектов в единую экосистему координирует Инфокоммуникационный Союз - при непосредственной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций. Декларируемая цель учрежденного участниками Инфокоммуникационного Союза проекта "Мобильные платежи" - развитие мобильной коммерции в России путем создания и сопровождения систем платежей с использованием лицевых счетов абонентов у операторов связи, одновременно с беспрепятственным развитием мобильного банкинга на основе концепции Универсальной платежной платформы.
В рамках деятельности проекта "Мобильные платежи" компании "МегаФон", "Московская Сотовая Связь" и "Связь-Банк" заняты разработкой и внедрением кассовых решений для розничной торговли. "МБРР" совместно с компаниями "Мобильные ТелеСистемы" и "Интеллект Телеком" реализуют услуги мобильного банкинга. Компании "ВымпелКом", "Дельта Телеком" и банк "Таврический" реализуют схему проведения мобильных микроплатежей.
Сейчас разработки "Таврического" лежат в основе построения российской системы мобильных микроплатежей. Работы в этой сфере банк начал в 2003 году. Сегодня, когда с момента запуска опытно-коммерческой эксплуатации сервисов мобильных платежей миновало полгода, можно говорить о первых практических результатах использования предложенной банком схемы.
Мобильные платежи "Билайн"
В октябре 2007-го компания "ВымпелКом" совместно с банком "Таврический" запустила ряд опытно-коммерческих продуктов на базе сети подвижной связи "Билайн". Услуга "Мобильный платеж. Интернет" предоставляет абонентам возможность оплачивать услуги доступа в Интернет, коммунальные платежи и целый ряд других сервисов, используя конвергенцию WEB и GSM интерфейсов. "Мобильный платеж. Кино" позволяет дистанционно выбирать и оплачивать билеты в сети кинотеатров "КАРО ФИЛЬМ". "Мобильный платеж. Квартплата" - оплачивать коммунальные услуги прямо со счета мобильного телефона. "Мобильный платеж. Страхование" - заказать и ежемесячно оплачивать страховые премии по двум видам: страхование мобильных телефонов от случайного повреждения или грабежа и страхование риска частичной или полной потери трудоспособности абонента. Во всех продуктах используется концепция микроплатежей, источником средств выступает авансовый счет абонента в Билайн, а инструментом совершения платежей - мобильный телефон.
Принципиальная возможность использовать мобильный телефон в качестве средства для совершения платежа базируется на таких его свойствах, как персональный характер и персонификация его использования по договору с оператором, а также возможность обмена данными в электронном виде, причем отправитель данных однозначно идентифицируется оператором. Уникальными свойствами мобильного телефона являются бесконтактный и дистанционный обмен информацией. Именно эти качества обеспечивают привлекательность "мобильников" как платежного средства для банков, платежных систем и широкого круга коммерсантов.
Правовая модель мобильных платежей
Правовая модель, реализованная в услугах сети "Билайн", строится на схожести работы биллинговых систем операторов связи с лицевыми счетами абонентов, с одной стороны, и работы банков с текущими счетами клиентов - с другой. Как известно, биллинговые системы ведут лицевой учет остатков средств и задолженности абонентов подобно учету средств на текущих счетах банковских клиентов. Причем средства абонентов, внесенные для предварительной оплаты услуг оператора, имеют некоторые признаки вклада: возвратность (по заявлению клиента) и срочность (до востребования по заявлению абонента). По совокупности признаков к ним можно относиться как к текущим средствам абонента. Все перечисленное вкупе с упомянутыми свойствами мобильного телефона создает возможность оплаты товара с помощью мобильного телефона за счет средств, внесенных абонентом для предоплаты услуг оператора. А вот вести расчеты с предприятиями, не связанными с хозяйственной деятельностью оператора, может только банк. Поэтому именно банк остается центральным звеном в платежной системе. Оператор осуществляет только возврат авансовых средств абонентам по их запросам, перечисляя запрошенные суммы в банк, который и рассчитывается с предприятиями по операциям абонентов. Причем как сам банк, так и реквизиты счета в нем определяются абонентами и оператором заранее в отдельном соглашении. Для таких расчетов могут выпускаться предоплаченные финансовые продукты на имя абонента, в оплату которых и производится возврат авансовых средств оператором.
Схема расчетов
Все услуги мобильных платежей сети "Билайн" базируются на схеме эмиссии предоплаченных карт АКБ "Таврический". Расчеты ведет банк - на базе прямых договоров с поставщиками товаров и услуг. Платежи проводятся по схеме с возвратом покупателю (абоненту) аванса, внесенного в счет оплаты за услуги связи оператора. Выбранные товары, работы и услуги оплачиваются путем покупки абонентом электронной предоплаченной карты, эмитируемой банком "Таврический" на сумму возвращенных средств. С торгово-сервисным предприятием рассчитывается банк - также с помощью приобретенной покупателем предоплаченной карты.
Как же происходит оплата товара с использованием мобильного телефона? При совершении мобильного платежа платежное средство предъявляется в банк, перечисляющий необходимые средства продавцу. Оператор транзитом авторизует платеж - то есть осуществляет идентификацию плательщика по реквизитам SIM-карты и, если платеж производится за счет средств лицевого счета абонента, подтверждает платежеспособность плательщика, гарантируя последующее перечисление денег.
Авторизованный оператором запрос клиента рассматривается банком как поручение о переводе без открытия счета в пользу продавца, и исполняется оно в момент поступления в банк соответствующих средств абонента от оператора.
Особенность данной схемы - ее пригодность для оплаты предоставляемых в рамках договоров услуг ЖКХ, фиксированной связи, государственных услуг, пошлин и т.п.
Немного статистики
Практические результаты опытно-коммерческой эксплуатации мобильных платежей в сети "Билайн" с октября 2007-го по март 2008 года подтвердили ожидания аналитиков о востребованности таких услуг конечным потребителем. Хотя рекламного продвижения новых сервисов в силу тестового характера их работы не предполагалось, услуги оказались весьма популярными.
По накопленным статистическим данным, ежемесячный (за вычетом стартового) рост количества уникальных пользователей составил в среднем 61%. Положительная динамика объема платежей выразилась в среднемесячном приросте более чем на 57%. Показательно, что полученные в процессе опытной эксплуатации данные коррелируют с уже упоминавшимися прогнозами аналитиков относительно темпов развития мирового рынка мобильной коммерции.
Качественный анализ совершенных платежей продемонстрировал, что основная область применения мобильных платежей - микроплатежи: около 75% операций в общем объеме расчетов не превышает ста рублей. Таким образом, подтвердились исходные предположения о специфике российской мобильной коммерции - массовая востребованность микроплатежей при сравнительно ограниченной востребованности услуг мобильного банкинга.
Говоря о перспективах развития рынка мобильных платежей в России, можно отметить, что пока опыт создания банком "Таврический" и компанией "ВымпелКом" работающей системы - уникален. Тем не менее, вполне реальной выглядит перспектива переноса этого опыта на рынок мобильных платежей в целом. Однако участникам рынка телекоммуникаций совместно с органами законодательной и исполнительной власти предстоит решить ряд важных правовых вопросов. Несмотря на то, что предложенная банком "Таврический" модель целиком и полностью находится в правовом поле, для формирования полноценного рынка мобильной коммерции необходимо внести ряд изменений в нормативно-правовую базу - прежде всего, ввести понятие "микроплатежа" и обеспечить упрощенную идентификацию при их проведении.
Результатом должна стать унификация организационных связей и интеграция технических средств рынка мобильной коммерции, которая уже в ближайшей перспективе позволит реализовать потенциал рынка мобильных платежей, оцениваемый в настоящее время примерно в 4 млрд. рублей в год. По оценкам аналитиков Инфокоммуникационного Союза, уже в 2009 году ежемесячный доход операторов ведущей "тройки" мог бы составить около 300 млн. рублей, в то время как доход банков - около 75 млн. рублей в месяц.
"Рис. 1"
"Рис. 2"
"БДМ. Банки и деловой мир", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"