Учреждения адаптивной физической культуры
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся (ст. 31 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Рассмотрим Письмо Росспорта от 21.03.2008 N ЮА-02-07/912 "Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта". Указанное письмо согласовано с Министерством образования и науки РФ и направлено для оказания содействия в работе:
- детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ);
- отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
- школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту;
- физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии.
Рекомендации, приведенные в этом письме, являются дополнением к уже используемым учреждениями адаптивной физической культуры и спорта Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в РФ*(1). Согласно комментируемому письму учреждениям по адаптивной физкультуре и спорту необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на устройство парапетов и подъемников и пр.).
Кроме того, в приложении к письму приведены рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп, объему учебно-тренировочной нагрузки и нормированию труда тренеров-преподавателей. Группа, к которой относится занимающийся, определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта. Какие лица к какой группе относятся, также указано в рассматриваемом письме. Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год в начале учебного года.
На всех этапах спортподготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю другие тренеры-преподаватели, а также специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также тренеры-преподаватели по смежным видам спорта), при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.
Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам. До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда Росспорт рекомендует тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.
При использовании нормирования труда из расчета процентов от ставки за каждого занимающегося рекомендуется использовать коэффициенты, приведенные в графе 9 таблицы 1. При этом следует учитывать, что заработная плата работника не должна быть меньше фактически выполненного объема работы в часах.
Расчет количества ставок тренеров-преподавателей рекомендуется производить по следующей методике:
- количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 3 таблицы 1), умножается на коэффициент нормирования (графа 9 таблицы 1);
- показатели по каждой группе суммируются и общая сумма делится на 100;
- полученный суммарный показатель умножается на коэффициент 1,1 (замещение работников в связи с уходом в отпуск и по болезни) и на коэффициент 1,5 (условно, определяется экспертным путем с учетом реализуемых учебно-тренировочных программ - на дополнительные тренерско-преподавательские должности, указанные в п. 5 комментируемого письма).
Пример 1.
Данные по наполняемости учебных групп ДЮСАШ приведены в таблице. Необходимо рассчитать количество ставок тренеров-преподавателей.
Этапы подготовки | Период обучения (лет) |
Группа степени функциональных возможностей |
Наполняемость групп |
Коэффициент нормирования труда |
Графа 4 х графа 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Спортивно-оздоровительный | Весь период | III | 10 | 2,8% | 28 |
II | 8 | 3,5% | 28 | ||
I | 3 | 9,3% | 27,9 | ||
Начальной подготовки | Первый год | III | 10 | 3,3% | 33 |
II | 8 | 4,2% | 33,6 | ||
Второй и последую- щие годы |
III | 8 | 6,3% | 50,4 | |
II | 6 | 8,3% | 49,8 | ||
Учебно-тренировочный | Первый год | III | 6 | 8,3% | 49,8 |
II | 5 | 10% | 50 | ||
Второй-третий год | III | 5 | 13,3% | 66,5 | |
II | 4 | 16,7% | 66,8 | ||
Четвертый и после- дующие годы |
III | 4 | 20,8% | 83,2 | |
II | 3 | 27,8% | 83,4 | ||
Спортивного совершенствова- ния |
Первый год | III | 3 | 27,8% | 83,4 |
II | 2 | 41,7% | 83,4 | ||
Второй и последую- щие годы |
III | 3 | 33,3% | 99,9 | |
II | 2 | 50% | 100 |
Суммируем показатели графы 6: (28 + 28 + 27,9 + 33 + 33,6 + 50,4 + 49,8 + 49,8 + 50 + 66,5 + 66,8 + 83,2 + 83,4 + 83,4 + 83,4 + 99,9 + 100) = 1017,1 / 100 = 10,2.
Таким образом, количество необходимых ставок тренеров-преподавателей составит 10,2.
Потребность в ставках возрастет в случаях:
- замещения работников в связи с уходом в отпуск и по болезни - 11,2 ставки (10 х 1,1);
- потребности в дополнительных тренерско-преподавательских должностях - 15,3 ставки (10 х 1,5).
Надбавку за особые условия труда рекомендуется устанавливать в размере 20% от тарифных ставок (окладов) директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующимся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам, непосредственно работающим в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Данную надбавку также следует устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.
Тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов рекомендуется повышать должностной оклад на коэффициент, рассчитанный по следующей методике:
1. Количество занимающихся, достигших результатов по каждой позиции, указанной в графе 2 таблицы 2, умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3 таблицы 2).
2. Данные показатели (п. 1) суммируются и к общей сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результатов.
3. Исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся (учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада)).
Пример 2.
Двое воспитанников тренера О.Д. Иванова заняли первое место на областном чемпионате по шахматам. Всего у данного тренера занимается 10 человек. Его должностной оклад - 6 000 руб.
Повышающий коэффициент составит 1,02: ((2 чел. х 1,1) + 8) / 10.
Размер оклада с учетом данного коэффициента - 6 600 руб. (6 000 руб. х 1,1).
Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России или субъекта РФ и занявшего 1-6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, производятся надбавки к установленному должностному окладу в размерах, предусмотренных в графе 4 таблицы 2.
Таблица 1
Рекомендуемые параметры наполняемости учебных групп
и объема учебно-тренировочной нагрузки
Этапы подготовки | Период обучения (лет) |
Группа степени функцио- нальных возмож- ностей |
Наполняемость групп |
Норматив- ный объем недельной нагрузки |
Объем работы по ин- дивиду- альным планам |
Общего- довой объем |
Коэффици- ент нор- мирования труда |
|
Опти- мальная |
Допус- тимая |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Спортивно-оздорови- тельный |
Весь период | III | 10 | 15 | 5 | 230 | 2,8% | |
II | 8 | 12 | 5 | 230 | 3,5% | |||
I | 3 | 5 | 5 | 230 | 9,3% | |||
Начальной подготовки | Первый год | III | 10 | 15 | 6 | 276 | 3,3% | |
II | 8 | 12 | 6 | 276 | 4,2% | |||
I | 3 | 5 | 6 | 276 | 11,1% | |||
Второй и последу- ющие годы |
III | 8 | 12 | 9 | 414 | 6,3% | ||
II | 6 | 9 | 9 | 414 | 8,3% | |||
I | 2 | 3 | 9 | 414 | 25,0% | |||
Учебно-тренировочный | Первый год | III | 6 | 9 | 9 | 3 | 552 | 8,3% |
II | 5 | 8 | 9 | 3 | 552 | 10,0% | ||
I | 2 | 3 | 9 | 3 | 552 | 25,0% | ||
Второй-третий год | III | 5 | 8 | 12 | 6 | 828 | 13,3% | |
II | 4 | 6 | 12 | 6 | 828 | 16,7% | ||
I | 2 | 3 | 12 | 6 | 828 | 33,3% | ||
Четвертый и пос- ледующие годы |
III | 4 | 6 | 15 | 6 | 966 | 20,8% | |
II | 3 | 5 | 15 | 6 | 966 | 27,8% | ||
I | 1 | 2 | 15 | 6 | 966 | 83,3% | ||
Спортивного совер- шенствования |
Первый год | III | 3 | 5 | 15 | 9 | 1104 | 27,8% |
II | 2 | 3 | 15 | 9 | 1104 | 41,7% | ||
I | 1 | 2 | 15 | 9 | 1104 | 83,3% | ||
Второй и последу- ющие годы |
III | 3 | 5 | 18 | 9 | 1242 | 33,3% | |
II | 2 | 3 | 18 | 9 | 1242 | 50,0% | ||
I | 1 | 2 | 18 | 9 | 1242 | 100,0% | ||
Высшего спортивного мастерства |
Весь период | III | 2 | 3 | 18 | 12 | 1380 | 50,0% |
II | 2 | 3 | 18 | 12 | 1380 | 50,0% | ||
I | 1 | 2 | 18 | 12 | 1380 | 100,0% |
Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки (графа 8) является примерным. Рекомендуемое отклонение на этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки - не более 10%, на других этапах - не более 25%.
Объем работы по индивидуальным планам (графа 7) может быть также использован для расчета оплаты труда (доплат) тренерско-инструкторскому составу, оказывающему необходимую помощь спорт-смену при индивидуальных занятиях.
Таблица 2
Показатели для расчета надбавок
за результативность работы
Уровень соревнований | Занятое место |
Коэффициент повышения норматива |
Размер надбавки, в процентах от тарифной ставки (оклада) работникам |
1 | 2 | 3 | 4 |
Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира и Европы |
1 | 2 | 11-15 |
Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира и Европы |
2-6 | 1,9 | 9-10 |
Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира и Европы |
участие | 1,8 | 6-8 |
Официальные международные соревнования с участием сборной команды России (основной состав), чемпионаты России |
1-3 | 1,7 | |
Официальные международные соревнования с участием сборной команды России (основной состав), чемпионаты России |
4-6 | 1,6 | |
Финалы официальных всероссийских спартакиад, первенства России, финалы официальных всероссийских соревнований среди спортивных школ |
1-3 | 1,5 | |
Финалы официальных всероссийских спартакиад, первенства России, финалы официальных всероссийских соревнований среди спортивных школ |
4-6 | 1,4 | 4-5 |
Официальные всероссийские соревнования (включенные в Единый календарный план) в составе сборной команды субъекта Российской Федерации |
1-6 | 1,3 | |
Официальные всероссийские и международные соревнования (включенные в Единый календарный план) |
участие | 1,2 | 2-3 |
Чемпионаты и первенства субъекта Российской Федерации | 1-6 | 1,1 |
О. Заболонкова,
редактор журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 "О Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"