Централизованное обеспечение учебных заведений учебниками
и учебным оборудованием
В настоящее время в рамках реализации национального проекта "Образование" обеспечение учебных заведений учебниками и учебным оборудованием осуществляется в порядке централизованного снабжения. При таком способе снабжения подведомственных образовательных учреждений нефинансовыми активами вышестоящий орган либо орган, который занимается централизованным снабжением, самостоятельно производит оплату данного имущества поставщикам. При этом в документах на отгрузку имущества в качестве грузополучателей указываются учебные заведения. В этой статье предлагаем рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете операций по централизованному снабжению таких учреждений учебниками и учебным оборудованием.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в школы всех российских регионов производится поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта являются внедрение современных образовательных технологий и повышение качества школьного образования. Все поставляемое оборудование является самым современным и помогает существенно расширить образовательные возможности школьников и учителей. Это повысит мотивацию учащихся, позволит им ставить всевозможные опыты, окажет существенное влияние на содержание и эффективность учебного процесса. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 551*(1) все поставляемые в рамках нацпроекта "Образование" комплекты учебного оборудования передаются в собственность субъектов РФ. Внутри региона комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования распределяются в соответствии с реальными потребностями школ по усмотрению субъекта Федерации. Как правило, большинство регионов передают кабинеты в те школы, которые не вошли в число инновационных школ России.
Относительно учебников следует сказать, что Приказом Минобрнауки РФ N 349*(2) утверждены перечни учебников, рекомендованных и допущенных данным министерством к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Все учебники, вошедшие в перечни на 2008-2009 годы, прошли экспертизу в экспертных организациях. Учебники включены в перечни на все время действия государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым подготовлены и на соответствие которому прошли экспертизу.
Как уже было сказано, обеспечение образовательных заведений учебным и учебно-наглядным оборудованием и учебниками осуществляется в порядке централизованного снабжения.
Порядку отражения в бухгалтерском учете операций по централизованному обеспечению материальными ценностями посвящена ч. IV Инструкции N 25н*(3). Исходя из ее положений участниками централизованного снабжения выступают следующие лица:
- поставщик - организация, с которой заключен договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Им может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;
- заказчик - организация, заключившая договор с поставщиком и производящая расчеты с ним. Обычно в лице заказчика выступают главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- грузополучатель - бюджетное учреждение, которое получает материальные ценности.
Взаимоотношения поставщика и заказчика по обеспечению вышеуказанными материальными ценностями строятся в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ*(4).
Бухгалтерский учет операций по централизованному снабжению
материальными ценностями
...подведомственных заказчику бюджетных учреждений
Инструкцией N 25н рассматривается порядок отражения в бухгалтерском учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями вышестоящим учреждением подведомственных ему учреждений. Напомним читателям данный порядок.
Учет у вышестоящей организации. Доведение материальных ценностей (основных средств) до подведомственных учреждений будет сопровождаться следующими записями:
- на суммы перечисленных авансов поставщикам:
Дебет счета 1 206 19 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств"
Кредит счета 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств"
- на суммы отправленных ценностей согласно оправдательным документам поставщиков:
Дебет счета 1 304 04 310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- зачет аванса отражается:
Дебет счета 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 206 19 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств"
Одновременно с этим вышестоящее учреждение высылает грузополучателю Извещение (ф. 0504805), к которому прилагается копия счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности.
- окончательная оплата заказчиком счетов поставщиков:
Дебет счета 1 302 19 830 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств"
Для учета материальных ценностей, оплаченных заказчиком и отгруженных нижестоящим учреждениям в рамках централизованного снабжения, предназначен забалансовый счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". При получении заказчиком подтверждения от грузополучателя о принятии ценностей на учет их стоимость списывается с указанного счета. Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (ф. 0504055) по каждому учреждению (грузополучателю) (п. 236 Инструкции N 25н).
Учет у подведомственных учреждений (грузополучателей). Операции по централизованным поставкам сопровождаются следующими записями:
- на суммы поступивших основных средств (на основании Извещения (ф. 0504805) и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя и полученные материальные ценности):
Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счета 1 304 04 310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
- если к моменту получения Извещения материальные ценности, отправленные поставщиком, не дошли до учреждения образования - грузополучателя, то эти суммы отражаются следующей проводкой:
Дебет счета 1 107 01 310 "Увеличение стоимости основных средств в пути"
Кредит счета 1 304 04 310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
- их поступление сопровождается проводкой:
Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счета 1 107 01 410 "Уменьшение стоимости основных средств в пути"
...учреждений (грузополучателей), не находящихся в ведомственной
подчиненности заказчика, но состоящих с ним на одном бюджете
Централизованные поставки материальных ценностей осуществляются не только в рамках одного бюджета (как было рассмотрено выше), но и между иными бюджетами бюджетной системы РФ. Поэтому для восполнения этого пробела в законодательстве Федеральное казначейство выпустило письмо, в котором разъяснило методологию учета операций по централизованным поставкам (Письмо Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397*(5)).
Следует обратить внимание на то, что в этом письме приведенные проводки указаны с использованием Плана счетов ранее действовавшей Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 N 70н. Поскольку в настоящее время бухгалтерский учет осуществляется с использованием Плана счетов, утвержденного Инструкцией N 25н, поэтому разъяснения Федерального казначейства по отражению операций централизованного обеспечения материальными ценностями приведены в соответствие с этой инструкцией.
В письме предложен следующий порядок учета централизованного снабжения материальными ценностями учреждений (грузополучателей), не находящихся в ведомственной подчиненности заказчика, но состоящих с ним на одном бюджете.
Учет у заказчика. Следует сказать, что в этом случае меняется проводка по отправленным материальным ценностям согласно документам поставщиков. Она выглядит следующим образом:
Дебет счета 1 401 01 241 "Расходы на субсидии государственным организациям"
Кредит счета 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
Суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае.
Учет у грузополучателя - образовательного учреждения, неподведомственного заказчику. На суммы поступивших основных средств в учете производится запись:
Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счета 1 401 01 180 "Прочие доходы"
...учреждений (грузополучателей), состоящих на других бюджетах
бюджетной системы РФ
Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система состоит из трех уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
Несмотря на это, между бюджетами вышеуказанных уровней возникают определенные отношения. Например, может быть организована межбюджетная передача материальных ценностей между учреждениями, состоящими на других бюджетах бюджетной системы РФ, поэтому в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397 предусмотрено отражение операций в бухгалтерском учете по такой передаче. Следует отметить, что операции у заказчика в этом случае аналогичны операциям по централизованным поставкам материальных ценностей неподведомственному грузополучателю с той лишь разницей, что на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков производятся записи:
Дебет счета 1 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
В учете грузополучателя суммы поступивших материальных ценностей (основных средств) отражаются записью:
Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счета 1 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
...со склада заказчика
В Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397 рассмотрена ситуация, когда поставка материальных ценностей учреждению-грузополучателю осуществляется непосредственно со склада вышестоящего учреждения.
Следует обратить внимание на то, что в этом случае у заказчика учет операций по поступлению учебного оборудования и учебников будет отличаться от рассмотренного выше, поскольку в соответствии с указанным письмом учебное оборудование и учебники изначально ставятся заказчиком на приход, и лишь затем производится их передача в учреждения.
Учет у заказчика. Отражение операций по поступлению товарно-материальных ценностей выглядит следующим образом:
- на суммы полученных ценностей согласно документам поставщиков:
Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счета 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- на суммы принятых к бухгалтерскому учету объектов основных средств:
Дебет счета 1 101 00 000 "Основные средства"
Кредит счета 1 106 01 410 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- на суммы ценностей, отправленных подведомственным получателям:
Дебет счета 1 304 04 310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 101 00 000 "Основные средства"
- на суммы ценностей, отправленных грузополучателям, неподведомственным заказчику:
Дебет счета 1 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит счета 1 101 00 000 "Основные средства"
- на суммы ценностей, отправленных грузополучателям - учреждениям, состоящим на других бюджетах:
Дебет счета 1 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 1 101 00 000 "Основные средства"
Как следует из вышеприведенных проводок, заказчик может организовать централизованную поставку учебного оборудования и учебников как в подведомственные заказчику учреждения, так и в неподведомственные, а также в учреждения, состоящие на разных бюджетах бюджетной системы РФ. В связи с этим в регистрах бухгалтерского учета этих учреждений операции по поступлению основных средств в порядке централизованного снабжения будут отличаться.
Учет у грузополучателя - учреждения, подведомственного заказчику. Поступление материальных ценностей отражается проводкой:
Дебет счета 1 101 00 000 "Основные средства"
Кредит счета 1 304 04 310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
Учет у грузополучателя - учреждения, неподведомственного заказчику. В учете такого учреждения приобретение основных средств сопровождается следующей записью:
Дебет счета 1 101 00 000 "Основные средства"
Кредит счета 1 401 01 180 "Прочие доходы"
Учет у грузополучателя - учреждения, состоящего на другом бюджете бюджетной системы. Такое приобретение материальных ценностей следует отразить проводкой:
Дебет счета 1 101 00 000 "Основные средства"
Кредит счета 1 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете операций по централизованному обеспечению учебным оборудованием и учебниками общеобразовательных учреждений.
Пример 1.
Главным распорядителем (заказчиком) заключен контракт:
- с поставщиком N 1 на поставку учебного оборудования на сумму 6 000 000 руб.;
- с поставщиком N 2 на поставку учебников для общеобразовательных учреждений на сумму 3 000 000 руб.
Перечислен 30%-й авансовый платеж в размере 2 700 000 руб. Окончательный расчет произведен после поставки учебного оборудования и учебников.
Учебное оборудование и учебники поступили непосредственно в учреждения-грузополучатели от поставщиков согласно их распределению:
- для подведомственных учреждений на сумму 4 000 000 руб.;
- для неподведомственных учреждений - 3 500 000 руб.;
- для учреждений бюджетов других уровней - 1 500 000 руб.
В учете заказчика данные операции будут сопровождаться нижеприведенными записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщикам учебного оборудования и учебников |
1 206 19 560 | 1 304 05 310 | 2 700 000 |
На основании оправдательных документов материальные ценности отправлены грузополучателям-учреждениям: |
|||
- подведомственным заказчику; | 1 304 04 310 | 1 302 19 730 | 4 000 000 |
- неподведомственным заказчику; | 1 401 01 241 | 1 302 19 730 | 3 500 000 |
- состоящим на другом бюджете бюджетной системы РФ | 1 401 01 251 | 1 302 19 730 | 1 500 000 |
Произведен зачет аванса | 1 302 19 830 | 1 206 19 660 | 2 700 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиками | 1 302 19 830 | 1 305 04 310 | 6 300 000 |
В бухгалтерском учете учреждений-грузополучателей поступление материальных ценностей будет сопровождаться следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На основании оправдательных документов материальные ценности приняты к учету грузополучателями-учрежде- ниями: |
|||
- подведомственными заказчику; | 1 106 01 310 | 1 106 01 310 | 4 000 000 |
- неподведомственными заказчику; | 1 106 01 310 | 1 401 01 180 | 3 500 000 |
- состоящими на другом бюджете бюджетной системы РФ | 1 106 01 310 | 1 401 01 151 | 1 500 000 |
Получение учебного оборудования со склада заказчика рассмотрим на примере.
Пример 2.
Главным распорядителем (заказчиком) заключен контракт с поставщиком на поставку учебного оборудования на сумму 4 000 000 руб. Перечислен авансовый платеж в размере 1 200 000 руб. Окончательный расчет произведен после поставки учебного оборудования.
Учебное оборудование от поставщика поступило на склад заказчика. Произведена его передача согласно распределению:
- подведомственным учреждениям на сумму 2 000 000 руб.;
- неподведомственным учреждениям - 1 500 000 руб.;
- учреждениям бюджетов других уровней - 500 000 руб.
В бухгалтерском учете заказчика данные операции будут сопровождаться следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщикам учебного оборудования и учебников |
1 206 19 560 | 1 304 05 310 | 1 200 000 |
Отражены затраты по полученному учебному оборудова- нию и учебникам |
1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 4 000 000 |
Оприходовано полученное учебное оборудование | 1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 4 000 000 |
Произведен отпуск учебного оборудования грузополуча- телям-учреждениям: |
|||
- подведомственным заказчику; | 1 304 04 310 | 1 101 04 410 | 2 000 000 |
- неподведомственным заказчику; | 1 401 01 241 | 1 101 04 410 | 1 500 000 |
- состоящим на другом бюджете бюджетной системы РФ | 1 401 01 251 | 1 101 04 410 | 500 000 |
Произведен зачет аванса | 1 302 19 830 | 1 206 19 660 | 1 200 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиками | 1 302 19 830 | 1 305 04 310 | 2 800 000 |
В регистрах бухгалтерского учета учреждений-грузополучателей поступление учебного оборудования следует отразить следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На основании первичных документов учебное оборудование принято к учету грузополучателями-уч- реждениями: |
|||
- подведомственными заказчику; | 1 101 04 310 | 1 304 04 310 | 2 000 000 |
- неподведомственными заказчику; | 1 101 04 310 | 1 401 01 180 | 1 500 000 |
- состоящими на другом бюджете бюджетной системы РФ | 1 101 04 310 | 1 401 01 151 | 500 000 |
Ю. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор книги "Годовой отчет для бюджетных организаций-2007"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 551 "О передаче в собственность субъектов Российской Федерации автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений".
*(2) Приказ Минобрнауки РФ от 13.12.2007 N 349 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2008/2009 учебный год".
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(4) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(5) Письмо Федерального казначейства от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 "Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"