Атмосфера угроз
Недавно компания Ernst & Young (E&Y) обнародовала обзор актуальных стратегических бизнес-рисков. Как сказано в преамбуле отчета, E&Y совместно с компанией Oxford Analytica провела анализ стратегических рисков в 12 наиболее важных секторах мировой экономики.
По мнению специалистов Ernst & Young, развитие управленческой практики не гарантирует преимуществ в управлении стратегическим риском, а прежние знания о нем сегодня начинают терять практическое значение для менеджмента. Фактически в E&Y освежили коллекцию стратегических рисков образцами наиболее злободневных глобальных проблем. Отчет E&Y включает в себя две карты стратегических бизнес-рисков в разрезе 12 отраслей, топ-15 бизнес-рисков (10 основных и 5 дополнительных (таблица) и комментарии специалистов применительно к каждому из 15 рисков. Методология исследования E&Y построена на экспертном интервьюировании и дальнейшем экспертном балльном измерении рисков в две фазы (отраслевое и общее значение).
1. Несоответствие законодательным требованиям
По мнению опрошенных E&Y аналитиков из разных отраслей, самой крупной проблемой стратегического планирования для ведущих мировых компаний в 2008 году станет риск несоответствия законодательным требованиям. По мере выхода на международный уровень вопросы соответствия законодательным и нормативным требованиям встают для компаний все более остро, вынуждая их учитывать стандарты и правила, действующие на разных рынках. Одновременно с этим, как замечает в своем комментарии Джим Фаннинг, руководитель международного центра E&Y по оказанию услуг в банковской сфере и на рынке капитала, различия нормативных баз и стандартов - лишь один из факторов, усложняющих задачу риск-менеджмента.
Организации смогут более эффективно управлять рисками, согласуя и объединяя текущие процессы риск-менеджмента и контроля. Объединение (конвергенция) рисков позволит компаниям эффективно координировать эти процессы. Как показывает опыт E&Y, в результате сокращаются дублирующиеся операции, следовательно, снижаются затраты, а высшее руководство получает систему более полной отчетности по рискам в масштабах всей компании. Конвергенция рисков - задача непростая, но она позволяет значительно снизить существующие и будущие риски, которые могут влиять на репутацию, финансовый результат и конкурентоспособность организации в мировом масштабе.
2. Мировые финансовые кризисы
Специалисты E&Y считают, что разразившийся в августе 2007 года ипотечный кризис в США наглядно продемонстрировал, как быстро распространяются последствия таких потрясений от одного сектора экономики к другому и, более того, по всему мировому рынку. Финансовые инновации, которые приводят к рассредоточению рисков и, как следствие, затрудняют обнаружение потенциальных потрясений, увеличивают вероятность финансовых кризисов. Комментируя данный риск, руководитель компании Oxford Analytica Дженс Сопстрал отмечает, что центральные банки и регулирующие органы уже показали свою готовность применить меры, необходимые для поддержания стабильности финансовой системы и, в частности, для снижения вероятности наступления негативных экономических последствий. Тем не менее прежде условные риски финансовой системы, по мнению Сопстрала, станут более реалистичными в связи с мировой тенденцией к сокращению объемов страхования и выдачи кредитов. Вероятность краха одного или нескольких крупных финансовых институтов остается высокой, и если он произойдет, в следующем году кризис может вывести из строя всю мировую систему.
3. Старение потребителей и персонала
В отчете E&Y говорится о том, что целый ряд отраслей сегодня сталкивается с резкими изменениями спроса, например с высоким его ростом по причине повышения среднего возраста населения в Европе, Северной Америке и Японии. Наиболее подвержены влиянию данного фактора фармацевтика, биотехнологии, сектор потребительских товаров, страхование и управление активами. Компании в этих отраслях могут потерять свое конкурентное преимущество, если своевременно не отреагируют на изменение условий. Поэтому старение потребителей и персонала - возрастающий стратегический риск для важнейших индустриальных секторов. Страховые и управляющие компании сталкиваются с существенными отклонениями спроса, что ведет к ужесточению конкурентной борьбы в сфере накопительных продуктов, привлекательных для растущей группы пожилых потребителей. Другие компании, например представители автомобильного сектора, испытывают затруднения в связи с увеличением среднего возраста своего персонала. Рассматривая старение как риск для финансовой индустрии, старший консультант в области страховых услуг E&Y Крис Рахам ставит во главу угла изменение финансовых потребностей. Главной с финансовой точки зрения проблемой людей старшего поколения является перевод средств, накопленных на их пенсионных счетах, в инструменты, приносящие постоянный доход. И связанные с этим решения пенсионеры должны принимать самостоятельно, подчеркивает Рахам. У подавляющего большинства представителей поколения демографического взрыва есть только три актива: дом, пенсионный план работодателя и социальные гарантии. Дополнительные сбережения этой группы потребителей, за исключением тех, кто имеет высокий уровень чистого дохода, минимальны. Рынок сберегательных услуг до сих пор был ориентирован исключительно на накопление средств, однако в ближайшие 15-20 лет перед сектором будет стоять задача предложения новых продуктов по пенсионным выплатам. Для страховщиков стратегический риск здесь проявляется в неспособности скорректировать существующие и разработать новые продукты с учетом новых потребностей граждан, а также в невозможности эффективно конкурировать с другими секторами рынка финансовых услуг.
ТОП-15 Стратегических бизнес-рисков по версии ERNST & YOUNG |
|
|
Основные | |
1 | Несоответствие законодательным требованиям |
2 | Мировые финансовые кризисы |
3 | Старение потребителей и персонала |
4 | Развивающиеся рынки |
5 | Консолидация и трансформация отраслей |
6 | Энергетические кризисы |
7 | Заключение стратегических сделок |
8 | Инфляция цен |
9 | Радикальная экологизация |
10 | Изменения потребительского спроса |
Дополнительные | |
11 | Борьба за талантливых специалистов |
12 | Пандемии |
13 | Рост частного капитала |
14 | Неспособность к инновациям |
15 | Замедление экономического развития Китая |
4. Развивающиеся рынки
Глобальная экспансия на развивающиеся рынки неизменно влечет за собой традиционные угрозы: валютные, операционные, регуляторные, языковые и культурные риски. С одной стороны, E&Y констатирует недостаточное освоение развивающихся рынков. С другой, интерес глобальных игроков к развивающимся рынкам будет неизбежно возрастать. Компаниям развитых рынков угрожает появление сильных конкурентов с развивающихся рынков, которые начинают все активнее экспортировать локальную бизнес-активность на международный уровень. Во многих секторах цепочка образования потребительской стоимости все в большей степени будет выходить за пределы развитых рынков и рынков стран БРИК, и объемы ведения бизнеса на таких новейших развивающихся рынках будут значительны. Это усугубит дальнейшую конвергенцию логистических, операционных, валютных и прочих рисков в сложную цепочку угроз, для управления которой компаниям с международной активностью потребуется оперативное внедрение новых методов риск-менеджмента.
5. Консолидация и трансформация отраслей
Большинство опрошенных E&Y аналитиков сектора слияний и поглощений полагают, что трансформация в различных отраслях будет оставаться ключевой стратегической проблемой этого года. В большинстве секторов развитие трансформаций будет вызвано структурными тенденциями. Кроме того, в некоторых отраслях рост компании обязателен для рыночного успеха, и если органичный рост невозможен, он должен быть достигнут путем поглощений.
6. Энергетические кризисы
Колебания цен и нестабильность доступа к энергоресурсам провоцируют серьезные проблемы энергетического сектора, в том числе в нефтегазовой отрасли и сфере коммунальных услуг. Помимо влияния на энергетическую промышленность, ценовые скачки могут при вести к экономическим потрясениям, которые, в свою очередь, затронут такие области, как страхование, сектор потребительских товаров и недвижимость. Лишь небольшая часть ведущих мировых компаний не подвержена воздействию этого риска. В отчете E&Y перечисляются важнейшие из возможных причин реализации риска энергетических кризисов: действия США против Ирана, охлаждение отношений Запада и России, борьба за контроль над стратегическими энергетическими поставками или нарушение системы судоходства через один из ключевых морских каналов. Увеличению угрозы энергетических потрясений способствуют и нынешние условия усиливающегося "энергетического национализма". Директор отдела консультационных услуг по сделкам E&Y Тони Вард в комментарии к проблеме риска энергетических кризисов призывает организации быть осмотрительнее: принимаемые сегодня решения вопросов, касающихся энергетических потребностей, выбросов и источников затрат, должны носить долгосрочный характер. Вард напоминает, что такие энергетические активы имеют срок экономической эффективности до 50 лет, а срок освоения инвестиций - более 5 лет (что, в частности, характерно для некоторых угольных и любых ядерных активов). Предупреждение более чем актуально и для России в связи с завершением реформы РАО "ЕЭС".
7. Заключение стратегических сделок
С риском консолидации и трансформации отраслей сопряжен риск заключения стратегических сделок. Слишком часто попытки быстрого и решительного реагирования на представившуюся возможность оборачиваются возникновением отдельного дорогостоящего и долгосрочного риска. Основная угроза заключается в том, что действия, предпринимаемые в качестве ответной реакции на консолидацию в отрасли, могут не дать желаемого результата, но не по причине недостаточной продуманности этих действий, а из-за невозможности решить операционные задачи. Аналитики, принявшие участие в опросе E&Y, оценили уровень риска заключения стратегических сделок как высокий в большинстве секторов, включая автомобильную промышленность, управление активами, телекоммуникационную отрасль и СМИ.
8. Инфляция цен
В течение нескольких десятилетий в мировой экономике наблюдался низкий уровень инфляции. Аналитики исследования E&Y полагают, что возвращение высокого уровня инфляции является серьезным риском. Инфляция цен является результатом воздействия различных факторов и представляет существенную операционную угрозу для всех секторов. В нефтегазовой отрасли, например, влияние риска вздутия цен ощутимо уже на этапе разведки месторождений и охватывает всю цепь производства, воздействуя на все его аспекты, от затрат на строительство перерабатывающего завода до затрат на проведение трубопровода. Во многих случаях ценовое давление вызвано изменениями в фундаментальной структуре отрасли. Например, демографические изменения и рост затрат на медицинское обслуживание создают серьезные проблемы для американских автопроизводителей. В секторе биотехнологий инфляция цен связана с законодательными изменениями, а также с повышением внимания к препаратам для лечения хронических заболеваний. В секторе потребительских товаров структурные изменения, превращающие контроль затрат в стратегическую проблему, связаны с консолидацией в розничной торговле. В других отраслях интенсивно меняющиеся бизнес-модели делают затраты центральной частью стратегии обеспечения конкурентоспособности компании.
9. Радикальная экологизация
Этот стратегический риск отчасти обусловлен реакцией потребителей и регуляторных органов на изменение климата и связанные с этим погодные катаклизмы. Составители отчета E&Y используют термин "радикальная экологизация", говоря о растущей обеспокоенности состоянием окружающей среды. Эта тенденция может проявиться и в благотворительной деятельности в области корпоративной социальной ответственности, и в жестких законодательных требованиях.
В краткосрочной перспективе стратегическая задача состоит в определении уровня риска радикальной экологизации, который возьмет на себя компания. Соблюдение всех экологических норм для компании недешево, но может принести свою выгоду в случае быстрого изменения требований законодательства и предпочтений потребителей. Конечно, темпы и широту охвата новой "зеленой революции" трудно предсказать. Но в E&Y считают неоспоримым то, что некоторые компании будут иметь "правильное" смешанное топливо и "правильный" портфель недвижимого имущества или "углеродный след", в то время как другие станут чересчур "зелеными" или, что более вероятно, недостаточно "зелеными". Комментарий к риску радикальной экологизации партнера отдела консультационных услуг в области инфраструктуры E&Y Джонатана Джонса может немного успокоить нефтяников: по его мнению, эра ископаемого топлива еще не закончена. Надежные поставки и экономический рост позволят использовать нефть еще в течение достаточно длительного периода времени. Степень энергетического перепрофилирования компаний будет варьироваться в зависимости от характера их деятельности, но многие организации уже сейчас считают использование возобновляемых и экологически чистых видов энергии прибыльным бизнесом. Такие меры, как введение режимов облегченного налогообложения для предприятий, соблюдающих экологические нормативы, способствуют более широкому использованию альтернативных источников энергии, считает Джонатан Джонс. Компании, соблюдающие нормативы по выбросу загрязняющих веществ, получат конкурентное преимущество и возможность привлекать талантливых специалистов, необходимых для будущего развития.
10. Изменения потребительского спроса
Невозможность предвидеть и вовремя откликнуться на изменения потребительского спроса представляется специалистам E&Y одним из важных стратегических рисков. Задача бизнеса - идентифицировать изменения спроса и правильно на них отреагировать. Общей для всех секторов является проблема, связанная с властью потребителей над производителями, которая переносит процессы изменения потребительского спроса в зону стратегических рисков, особенно если изменения существенны, стремительны или неожиданны. Поскольку развитие технологий усиливает влияние покупателя, проблема изменения потребительского спроса может в ближайшие годы занять более высокое место в рейтинге рисков.
Дополнительные риски Борьба за таланты (11) оказывает немаловажное воздействие на некоторые сектора, особенно на рынки недвижимости и управления активами, столкнувшиеся с проблемой переманивания профессионалов в сферу альтернативных инвестиций, а также нефтегазовый сектор, ощущающий нехватку опытного технического персонала. Проблема дефицита квалифицированных кадров стоит и перед фармацевтической отраслью. В целом опрошенные E&Y аналитики отметили, что с увеличением темпов роста развивающихся рынков компании на развитых рынках будут испытывать все большие трудности с привлечением глобального коллектива мобильных профессионалов - выпускников ведущих университетов, владеющих иностранными языками, выходцев из развивающихся стран.
Потенциальное влияние пандемии (12), подобной вспышке птичьего гриппа, на рыночную, экономическую и операционную деятельность компаний стало широко обсуждаться мировым сообществом. Глобальная эпидемия может оказать существенное влияние практически на каждый сектор экономики. Существуют и не очевидные вероятные последствия эпидемии, в том числе изменения потребительского спроса, способные оказать немалое конкурентное воздействие на биотехнологическую и фармацевтическую промышленность. Рост частного капитала (13) является важной стратегической угрозой в таком секторе, как автомобильный, где новые, нетрадиционные группы инвесторов, в частности паевые инвестиционные фонды, осуществляют внеплановые, агрессивные поглощения. В сфере недвижимости также наблюдается переход "от общего к частному" на фоне непрекращающегося рекордного притока капитала в недвижимость. Компаниям необходимо пересмотреть свое глобальное конкурентное положение в свете растущего количества сделок слияний и поглощений. Но аналитики E&Y предупреждают, что крах частного капитала может быть столь же стремительным, как и его рост - этот риск связан со вторым по значимости риском мировых финансовых кризисов.
В 2008 году для бизнеса существенна и угроза неспособности к инновациям (14). В ряде секторов исторически сложившиеся методы инноваций претерпевают сильные изменения. Даже в сферах, где влияние инноваций не так значительно, они становятся все более важной стратегической задачей по мере развития рынков.
Наконец, угроза замедления экономического развития Китая (15) - последний из рассматриваемых в отчете E&Y стратегических бизнес-рисков. Часть аналитиков выразила беспокойство относительно КНР: по их мнению, если экономика страны продолжит развиваться такими же высокими темпами, она может быть подвержена резким колебаниям. Замедление экономического роста Китая может обернуться для компаний нефтегазовой отрасли падением цен на их продукцию. А сильное снижение темпов роста может привести к смятению на мировых рынках или создать угрозу для банков и страховых компаний с высокой степенью интеграции в китайскую экономику. Стихийные бедствия в Китае могут разрушить глобальную систему снабжения (логистики). Иными словами, вопросы благосостояния Китая как главного глобального игрока скоро будут находиться в центре внимания даже не работающих напрямую с КНР компаний. И "китайский" риск займет достойное место в ряду глобальных стратегических рисков наравне с потенциальной неустойчивостью доллара США и американской финансовой системы в целом.
М. Гласный
"Риск-менеджмент", N 7-8, июль-август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020