В поисках дополнительного финансирования
Лизинговая компания может управлять своими рисками с помощью коммерческих банков, предлагающих услуги по торговому и структурному финансированию. Оно осуществляется с использованием международных документарных инструментов (аккредитивы и гарантии) и кредитных линий, предоставленных отечественному банку зарубежными финансовыми институтами.
Торговое краткосрочное финансирование представляет собой выставление документарных аккредитивов с отсрочкой платежа, подтвержденных зарубежными банками, что позволяет импортеру не отвлекать из оборота средства на осуществление платежей. Аккредитивы могут быть с постфинансированием, что означает совершение платежа первоклассным зарубежным банком иностранному экспортеру за российского импортера по отгрузочным документам в пределах кредитной линии, установленной этим банком на отечественный банк.
Структурное долгосрочное финансирование - это уже привлечение финансирования от первоклассных зарубежных банков под гарантии государственных экспортных кредитных агентств в стране экспортера, что позволяет увеличить суммы и сроки фондирования. В зависимости от условий контракта подобная схема может использоваться для долгосрочного (до семи лет) финансирования приобретения основных фондов. Следующий шаг, который делают зрелые лизинговые компании, - это получение облигационного займа. Основным его преимуществом, помимо значительного увеличения финансовых возможностей, является большая степень свободы для лизинговой компании. Полученные средства не обременены дополнительными обязательствами перед банками. Отсутствует необходимость дополнительного обеспечения, так как при покупке облигаций риски принимаются на лизинговую компанию, а не на лизингополучателей. Но стоит отметить, что расходы на подготовку облигационного займа делают этот вид привлечения финансирования дороже традиционного банковского кредита. Еще одно направление привлечения денежных средств лизинговыми компаниями - секьюритизация. Это также выпуск облигаций, однако их эмитирует не сам лизингодатель, а аффилированная с ним иностранная компания специального назначения - SPV (от англ. special purpose vehicle). Лизингодатель продает свои активы SPV, которая выпускает облигации под залог приобретенных обязательств клиентов лизингодателя. В марте 2006 года в России такую сделку провели несколько компаний, предлагающих в лизинг железнодорожный транспорт:
"Магистраль Финанс", которая входит в группу "КИТ Финанс", компания "Инвестиционный партнер" и финансовая корпорация "Объединенные инвесторы". Но подобные способы привлечения финансирования возможны только при большом портфеле имущества, находящегося в лизинге, залоги по которому не подлежат регистрации в государственных органах. А также при стандартизированных договорах и при наличии у лизинговой компании сделок с клиентами, ценные бумаги которых имеют репутацию "голубых фишек". Эти способы привлечения финансирования доступны пока очень ограниченному числу российских лизинговых компаний. Все вышеуказанные альтернативные способы привлечения финансирования на первый взгляд облегчают риск-менеджмент лизинговой компании, так как тщательную оценку рисков в этих случаях осуществляют не только менеджеры лизинговой компании, но и коммерческий банк. Однако сложность и трудоемкость подобных схем, участие в них нескольких сторон и зависимость от многочисленных внешних факторов создают множество дополнительных рисков для лизинговой компании. Среди них страновые, валютные, правовые, риск изменения процентной ставки, риски, связанные с применением финансового рычага и влиянием инфляции.
И. Вишкарева,
специалист отдела торгового и структурного
финансирования Управления торгового и структурного
финансирования и Департамента международных отношений
ОАО АКБ "Связь-Банк"
"Риск-менеджмент", N 7-8, июль-август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020