Пособия в связи с материнством и на детей: новые размеры с учётом индексации
Л. Вронская,
эксперт
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 3, март 2017 г., с. 61-66.
Комментарий к постановлению Правительства РФ от 26.01.17 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году".
В начале нового года бухгалтеры не только подводят итоги года прошедшего, но и принимаются осваивать законодательные новшества. К числу таковых относится ежегодная индексация ряда социальных пособий, в том числе в связи с материнством и на детей.
Предыстория и взгляд в будущее
Второй год в этой части учёта действуют новые правила, предыстория которых такая. Впервые в 2008 году законодательно была закреплена ежегодная индексация (пересчёт) установленных фиксированных размеров пособий гражданам, имеющим детей (ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Эта норма предусматривает увеличение пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, который устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Этим же законом устанавливается и срок индексации.
Но в 2015 и 2016 годах этот порядок был "заморожен". Причины всем известны: негативные внешнеполитические и внутрироссийские факторы, нехватка средств. В прошлом году индексация пособий проводилась по скорректированным правилам (на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и уровнем, установленным в 2015 году законом о федеральном бюджете) и не с начала года, а с 1 февраля (постановление Правительства РФ от 28.01.16 N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций").
В 2016 году положение дел вроде улучшилось. Под влиянием принятых Правительством РФ мер по насыщению рынков, благодаря проводимой тарифной и денежно-кредитной политике потребительская инфляция в России снизилась до однозначных значений. По данным Росстата, по итогам 2016 года инфляция составила 5,4%, а потребительские цены в среднем за год выросли на 7,1% (в 2015 году - 12,9 и 15,5% соответственно). Хотя честно признаюсь: по моим субъективным ощущениям как потребителя, рост цен в 2016 году был куда выше. И трудно освободиться от мысли, что статистики как-то "химичат". Но не в вопросе "где же правда" мы сейчас разбираемся.
В 2017 году "заморозка" действия отдельных положений 24 федеральных законов, устанавливающих порядок индексации социальных выплат, пособий и компенсаций, была продлена до 1 января 2018 года. А далее с указанной даты будет действовать единый порядок индексации выплат - один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством РФ в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год. По мнению Кабинета министров (разработчика новой нормы), такой порядок позволит установить механизм индексации, который обеспечит учёт влияния инфляционных процессов на размеры выплат и сохранит их покупательную способность. Единый порядок индексации пособий закреплён в новой редакции статьи 4.2 (абз. 1 ч. 1) Закона N 81-ФЗ после принятия Федерального закона от 19.12.16 N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Но вернёмся из будущего в настоящее, к инфляции 2016 года и к тому, как она сказалась на размере пособий в 2017 году.
Индексация-2017
Инфляция приводит к потере покупательной способности денег, а восстанавливают её власти с помощью индексации. Комментируемым постановлением от 26.01.17 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году" Правительство РФ установило с 1 февраля 2017 года размер индексации 1,054. Это значит, что размер пособий нужно увеличить на уровень инфляции 2016 года - 5,4%.
Как следует из постановления, увеличению подлежат выплаты, пособия и компенсации, правоустанавливающие документы по которым указаны в части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 06.04.15 N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Указанная статья содержит перечень из 24 федеральных законов, в числе которых упомянут и закон N 81-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 68-ФЗ).
Установленные этим законом в фиксированных суммах пособия с 1 февраля 2017 года проиндексированы до следующих размеров:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - 613,14 руб. (581,73 руб. х 1,054);
- единовременное пособие при рождении ребёнка - 16 350,33 руб. (15 512,65 руб. х 1,054);
- единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью - 16350,33 руб. (15 512,65 руб. х 1,054);
- минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет:
- 3065,69 руб. (2908,62 руб. х 1,054) - на первого ребёнка;
- 6131,37 руб. (5817,24 руб. х 1,07) - на второго и последующих детей.
К минимальным размерам ежемесячного пособия по уходу за ребёнком помимо индексации применяется районный коэффициент в случаях, если этот вид пособия выплачивают застрахованным лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пособия выплачивают в новых суммах, если страховые случаи наступили 1 февраля 2017 года и позднее.
Пример 1
В октябре 2016 года на одиннадцатой неделе беременности (ранний срок - до 12 акушерских недель) женщина встала на учёт в женской консультации. Женщина работает и подлежит социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Справку о ранней постановке на учёт от 3 октября 2016 года женщина представила работодателю 20 февраля 2017 года одновременно с листком нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и заявлением на декретный отпуск.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учёт в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, указанными в пункте 16 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 N 1012н, далее - порядок).
В этом случае пособие в связи с постановкой на учёт в женской консультации в ранние сроки беременности женщине следует выплатить в проиндексированном размере - 613,14 руб.
Это пособие работодатель выплачивает за счёт средств ФСС России (абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 81-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п. 23 порядка). Пособие не облагается страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ), взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). С суммы пособия не нужно исчислять НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Начисление и выплату пособия (если в регионе пособия выплачивает работодатель) в бухгалтерском учёте отражают следующими записями:
Дебет 69 субсчёт "Расчёты по социальному страхованию" Кредит 70
- 613,14 руб. - начислено единовременное пособие за счёт средств соцстраха;
- 613,14 руб. - выплачено пособие из кассы (перечислено на банковский счёт).
При выплате единовременного пособия при рождении ребёнка следует ориентироваться на дату рождения малыша.
Пример 2
Сотрудница родила ребёнка 6 января 2017 года. Необходимые для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка документы (заявление о назначении пособия, справку о рождении ребёнка, выданную органами ЗАГС, справку с места работы отца о том, что пособие ему не назначалось) сотрудница представила работодателю через месяц - 7 февраля 2017 года. Поскольку страховой случай - рождение малыша - пришёлся на период до 1 февраля 2017 года, единовременное пособие следует выплатить в размере, установленном до индексации, - 15 512,65 руб.
С 1 февраля 2017 года нужно пересмотреть размеры назначенных и выплачиваемых ежемесячных пособий по уходу за ребёнком, если они не достигают проиндексированного минимального размера указанного пособия.
Если до принятия постановления N 88 пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода), выплачивалось из минимальных размеров, то с 1 февраля пособия должны выплачиваться из новых минимальных значений.
Пример 3
Сотрудница находится в отпуске по уходу за вторым ребёнком с декабря 2016 года до момента достижения ребёнком возраста 1,5 лет. На момент назначения размер пособия, исчисленного в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода), составил 5800 руб. Это значение было меньше законодательно установленного минимального размера (5000 < 5817,24). В декабре 2016 года и январе 2017 года пособие было выплачено исходя из минимального размера - 5817,24 руб. С 1 февраля 2017 года размер пособия следует пересмотреть, установив его из нового минимального значения - 6131,37 руб.
При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком данное пособие, исчисленное из 40% от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое в максимальном размере, установленном до принятия постановления N 88, с 1 января 2017 года подлежит перерасчёту в процентном выражении от среднего заработка (дохода), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного на коэффициент 1,054.
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет, исчисляемого в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода), в 2017 году составляет 23 120,66 руб. ((((670 000 руб. + 718 000 руб.) : 730) х 40% х 30,4), где 670 000 руб. и 718 000 руб. - предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2015 и 2016 годах соответственно).
В заключение отметим также, что с 1 февраля 2017 года на коэффициент 1,054 проиндексированы:
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 25 892,45 руб. (24 565,89 руб. х 1,054);
- ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 11 096,76 руб. (10 528,24 руб. х 1,054).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru