Такси для ресторана: оформление подтверждающих документов
М.О. Денисова,
главный редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 52-55.
Каждый ресторан с репутацией заинтересован в услугах такси в качестве корпоративного клиента. Это связано, во-первых, с режимом работы отдельных сотрудников заведений, смена которых начинается (заканчивается) за пределами времени работы общественного транспорта, во-вторых, с потребностью предоставить клиенту максимальный сервис. На рынке транспортных услуг существует несколько игроков, предлагающих удобные варианты сотрудничества с минимальным документооборотом - подписанием "рамочного" договора и акта об оказании услуг (ежемесячно). Все подробности о поездках, включая маршруты следования, время в пути, можно контролировать через личный кабинет. Достаточно ли этого, чтобы обосновать расходы по налогу на прибыль?
Обоснование и документирование
Необходимо признать, что наличие подтверждающих документов (договора и акта), в которых отсутствует детализация транспортных услуг (не указаны лица, воспользовавшиеся такси от имени организации, маршруты следования и т.д.), может создать негативные налоговые последствия для компании.
Во-первых, нужно помнить, что согласно разъяснениям Минфина организация вправе включить в состав налоговых расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Такой вывод следует из содержания п. 26 ст. 270 НК РФ (см. Письмо от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181).
Во-вторых, любые расходы, принимаемые в целях расчета налога на прибыль, должны быть не только экономически обоснованы, но и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Чтобы определить, какие именно документы нужно оформить для подтверждения расходов на услуги такси, необходимо установить сущность договорных отношений, возникших между заказчиком (организацией питания) и исполнителем услуг (транспортной компанией).
Документооборот при перевозках по заказу
Согласно ст. 27 Устава автомобильного транспорта*(1) перевозка пассажиров по заказу осуществляется в рамках договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Такой договор должен включать в себя (ч. 2 ст. 27):
сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество ТС);
маршрут и место подачи транспортного средства;
определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
сроки выполнения перевозки;
размер платы за пользование транспортным средством;
порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если ТС предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Частью 4 ст. 27 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что при несистематических перевозках по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров. На данный момент такие правила и обязательные реквизиты заказа-наряда (приложение 4 к правилам) утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. Согласно документу бланк заказа-наряда должен выглядеть примерно так.
Заказ-наряд N на предоставление транспортного средства
" " 20 г.
-- ---------- --
Фрахтовщик
------------------------------------------------------------
наименование, адрес, номер телефона и ИНН
Фрахтователь
------------------------------------------------------------
наименование, адрес, номер телефона и ИНН
Транспортное средство
---------------------------------------------------
марка, регистрационным знак
Водитель
---------------------------------------------------------------
Ф.И.О.
Пассажиры
-------------------------------------------------------------
количество, Ф.И.О. (при необходимости)
Информация о маршруте согласно заявке | |
Подача ТС ------------------- адрес, дата, время |
Промежуточная остановка ТС ---- ------------------------------ адрес, наименование пункта маршрута Конечная остановка ТС ------------------------------ адрес, наименование пункта маршрута |
Часы и минуты прибытия ТС ------------------------------ |
Часы и минуты завершения поездки ------------------------------ |
Стоимость
--------------------------------------------------------
цифрами и прописью
Расчеты произвел
--------------------------------------------------
должность, Ф.И.О., подпись лица, уполномоченного на проведение
расчетов за пользование ТС
Заказ выполнен (заполняется фрахтователем)
------------------------
-------------------------------------------------------------------
должность, Ф.И.О., подпись лица, удостоверяющего
выполнение заказа-наряда
Полагаем, что при заключении в письменном виде "рамочного" договора фрахтования и актов, в которых необходимые условия обозначены общими фразами (например, "маршрут и место подачи транспортного средства согласно заявке фрахтователя"), к ним должны прилагаться заказы-наряды с указанием маршрута следования и подписью заказчика, удостоверяющей его выполнение. В отсутствие таковых объем оказанных услуг и их стоимость могут быть признаны документально неподтвержденными. Так, ФАС МО в Постановлении от 03.07.2014 N Ф05-9475/13 по делу N А40-144733/12*(2), рассматривая гражданско-правовой спор о взыскании задолженности с клиента транспортной компании, отказал последней по причине того, что она не смогла доказать сам факт оказания услуг этому клиенту. Заявки на предоставление транспортных средств принимались в устной форме (по телефону), в заказах-нарядах отсутствовали подписи перевозимых лиц (фактически они были оформлены в одностороннем порядке), что позволило клиенту отказаться от подписания актов транспортной компании и обосновать свои действия тем, что услуги вообще не были оказаны. Суд с такой логикой рассуждений согласился. Поэтому не исключаем, что и в налоговом споре отсутствие документального подтверждения конкретных перевозок конкретных пассажиров может повлечь непризнание налоговых расходов (как неподтвержденных) на услуги такси при расчете налога на прибыль.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-З "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
*(2) Определением ВС РФ от 03.10.2014 по делу N 305-ЭС14-1736, А40-144733/12 отказано в передаче кассационной жалобы транспортной компании на данное постановление для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"