Проверка обоснованности тарифов
Ю.А. Васильев,
д.э.н.,
автор многочисленных публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
Журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2017 г., с. 5-11.
В одном из предыдущих номеров журнала*(1) рассматривалась тема тарифного регулирования и его влияния на методологию бухгалтерского учета с позиции национальных и международных стандартов финансовой отчетности. Сегодня предлагаем обратиться к организационно-правовым вопросам, которые регулируются нормами Приказа ФАС РФ от 21.06.2016 N 791/16, вступившего в силу 25.12.2016.
Что нужно помнить о регулировании тарифов?
Знакомство" с любым подзаконным актом целесообразно начать с базового документа, во исполнение которого потребовалось создавать такой акт. Как указано в преамбуле к Приказу ФАС РФ N 791/16, он утвержден на основании положений сразу нескольких документов и одним из них является Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637. Данное регулирование осуществляется не только в целях сдерживания роста тарифов на услуги связи, но и достижения баланса интересов операторов связи и пользователей услуг связи. Без этого невозможно развитие конкурентной среды на рынке услуг связи. Кроме того, надзор за тарифами на услуги связи направлен на снижение себестоимости услуг, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества для пользователей (абонентов).
Не так давно был разработан и запущен в эксплуатацию в пилотном режиме модуль "Система мониторинга, сбора данных и аналитической поддержки по регулированию деятельности естественных монополий в области связи Федеральной службы по тарифам". Внедрение модуля позволило субъектам естественных монополий в области связи представлять ежеквартальную (ежемесячную) отчетность по данным раздельного учета доходов и расходов и по финансово-экономическим показателям в электронном виде, что помогло надзорному органу в мониторинге тарифного регулирования. К чему это? К тому, что, возможно, в ближайшем будущем вместо ценового регулирования станет применяться мониторинг, то есть более гибкая форма контроля в виде наблюдения за процессом оказания услуг абонентам.
А пока вернемся в настоящее и выясним, как же происходит регулирование тарифов на услуги общедоступной связи. Есть два основных метода, которые обозначим на схеме.
Виды государственного регулирования тарифов |