Займы абонентам
И.И. Дубовик,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2017 г., с. 22-30.
Микрофинансирование клиентов присутствует сейчас практически в любой сфере деятельности, и сфера связи и массовых коммуникаций - не исключение. Одним из видов заимствований, призванных стимулировать спрос абонентов на услуги связи, является отсрочка платежа. Другое нововведение - предоставление микрозаймов, средства которых могут быть отправлены на лицевой счет абонента или банковскую карту. При этом возникают вопросы о правовой оценке данной услуги, а также методологии учета рассматриваемых операций.
Что нужно знать о микрозаймах?
В первую очередь то, что они являются предметом регулирования отдельного правового акта федерального уровня - Закона о микрофинансовой деятельности*(1). В нем дано определение такой деятельности - вид бизнеса юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, и иных компаний, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности. К последним относятся кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и др. Все они осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
Как видим, в указанном списке нет операторов связи. Плюс к этому в их основном правовом документе - Законе о связи - нет ни слова о микрофинансовой деятельности и не установлено требований и условий для ведения данного бизнеса. Такая неопределенность не в пользу операторов связи, которые не могут выступать в роли микрофинансовых организаций (далее - МФО). МФО в свою очередь подразделяются на микрофинансовые и микрокредитные компании. И те, и другие осуществляют деятельность с учетом ограничений, утвержденных ст. 12 Закона о микрофинансовой деятельности. Кроме того, о них должна быть информация в специальном реестре микрофинансовых организаций. Именно с момента внесения в него необходимых общедоступных сведений юридическое лицо приобретает статус МФО.
Нормами ст. 12 Закона о микрофинансовой деятельности установлены ограничения по деятельности МФО. Нельзя сказать, что оператор связи не в состоянии выполнить требования названной статьи закона. Ведь требования касаются именно самой деятельности, а не юридического лица. Приобрести статус микрофинансовой организации вправе юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества (п. 3 ст. 5 Закона о микрофинансовой деятельности). В списке указаны и коммерческие фирмы.
Однако если есть специальный закон о той или иной деятельности, то обычно выполнить его требования под силу только профессиональным участникам рынка. Как, например, оказывать услуги связи могут организации, имеющие для этого необходимое оборудование, лицензию и вложившие средства в один из основных видов бизнеса, приносящий существенные доходы в общем объеме выручки. Также и в микрофинансовой деятельности: чтобы вести ее законно, нужно выполнять все установленные требования к профессионалам, для которых данный бизнес является одним из основных.
В противном случае рано или поздно попутно занимающаяся микрозамаймами компания может нарушить требования и будет исключена из реестра МФО. Поэтому оператору связи нет смысла получать статус МФО. Проще привлечь партнера - профессионального микрозаимодавца. На каких условиях? Наиболее простой вариант: когда оператор действует в качестве агента, доводящего до потребителя информацию о микрозайме и по поручению принципала - МФО перечисляющего средства на лицевой счет абонента. Хотя эта схема направлена на стимулирование спроса на услуги связи, вряд ли оператор откажется от вознаграждения за совершение определенных действий в пользу принципала - МФО. Таким образом, и у оператора, и у его партнера будет выгода, а значит, уже можно говорить о сотрудничестве и предоставлении микрозайма абоненту.
После установления правовой возможности могут быть разрешены все организационные вопросы и технические детали. Бухгалтера в первую очередь интересует сущность хозяйственных операций для корректного отражения их в бухучете.
Пример 1
В отчетном периоде оператор, действуя как посредник, предоставил абоненту микрозаем в размере 30 000 руб. на месяц. За пользование займом уплачиваются проценты по ставке 1% в день. За месяц - 30% от суммы займа. Заем предоставляется на виртуальную банковскую карту, с которой средства могут быть зачислены на лицевой счет абонента для оплаты услуг связи, а также переведены на реальную банковскую карту. Абонент потратил часть займа на оплату услуг связи (3 000 руб.), а часть перечислил на свою банковскую карту (27 000 руб.). Оператором связи взимается комиссия с партнера - МФО в размере 10% суммы займа.
Здесь достаточно много расчетов, причем не все из них относятся к оператору связи. В частности, оператор информирует абонента о возможности получить заем и в дальнейшем путем ответов на запросы получает согласие или отказ, а также информацию о сумме, в которой нуждается абонент. Все эти сведения передаются микрофинансовой организации, которая и выдает заем, перечисляя средства на виртуальную карту абонента. С нее абонент посредством сервисов, предоставляемых оператором и его партнером, может направить деньги либо на свой лицевой счет, либо на реальную банковскую карту.
/-------------------\
/-----------------| Абонент |--------------\
| \-------------------/ |
| | |
/-----------------\ /-------------------\ /--------------\
|Банковская карта | | Банковская карта | | Лицевой счет |
\-----------------/ \-------------------/ \--------------/
| | |
/-----------------\ /-------------------\ /--------------\
| Банк | | МФО | |Оператор связи|
\-----------------/ \-------------------/ \--------------/
Методология учета зависит от того, кто ведет виртуальный счет абонента. По идее, этим должна заниматься микрофинансовая организация. Но она может поручить данные действия оператору связи, у которого есть опыт ведения лицевых счетов. В целях наглядности и упрощения предположим, что оператор связи ведет виртуальный счет.
Для расчетов оператора с абонентами используем традиционный счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Для расчетов оператора с партнером - МФО будем использовать счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Расчеты по виртуальному счету будет отражать на счете 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" (обратите внимание, что оператор лишь исполняет обязанности по ведению счета).
В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции |