Тестеры духов: от приобретения до использования
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 54-59.
Как показывает практика, продавцов парфюма живо интересуют вопросы, связанные с использованием в торговой деятельности тестеров парфюмерно-косметической продукции*(1). В рамках данной статьи рассмотрим два вопроса: какой метод определения таможенной стоимости следует применять импортеру, если поставщик передает тестеры безвозмездно? вправе ли торговая организация признать в целях налогообложения прибыли стоимость тестеров парфюмерно-косметической продукции, переданных в торговый зал для использования?
Как определить таможенную стоимость тестеров?
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (ч. 2 ст. 65 ТК ТС). Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары.
Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25.01.2008 достигнуто Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее - Соглашение), согласно которому таможенная стоимость ввозимых на территорию ТС товаров устанавливается одним из шести методов:
по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
по стоимости сделки с идентичными товарами;
по стоимости сделки с однородными товарами;
Причем выбор метода осуществляется неслучайно. В основу определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть положена стоимость сделки с этими товарами в максимально возможной степени. Иными словами, приоритетным является первый метод определения таможенной стоимости товаров. Если он не может быть использован, применяется второй. В случае отсутствия сделок с идентичными товарами - третий и т.д. То есть выбор метода должен осуществляться последовательно.
В Постановлении ФАС УО от 05.06.2014 по делу N А60-26327/2013 рассматривалось заявление импортера о признании недействительным решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров. Поясним.
По контракту с иностранной компанией на территорию РФ ввезены духи, туалетная вода. Кроме того, продавец поставил в адрес покупателя рекламный товар (в том числе тестеры духов). Рекламный товар не предназначен для коммерческих целей, передается российскому покупателю безвозмездно.
Импортер для определения таможенной стоимости ввозимого товара применил первый метод. В том числе стоимость тестеров была установлена исходя из цен, проставленных в счетах (инвойсах), переданных с товаром (в счетах была указана цена товара и одновременно содержалась оговорка, что товар оплате не подлежит).
Таможенный орган не согласился с правомерностью применения данного метода относительно определения таможенной стоимости тестеров духов. В пункте 3 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) *(2) предусмотрено, что продажа товаров для вывоза на таможенную территорию ТС означает, что товары являются предметом купли-продажи в соответствии с внешнеэкономическим договором. В случаях если ввозимые товары не признаются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется (п. 6 названных правил).
На основании приведенных положений таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров, в котором указал, что, поскольку ввезенные товары переданы обществу безвозмездно, их таможенная стоимость не может быть установлена по методу 1. В связи с этим при корректировке таможенной стоимости товаров таможней был применен резервный метод на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Вывод судей. Поскольку декларируемый товар (тестеры духов и туалетной воды) передан обществу и ввезен на таможенную территорию ТС на основании сделки, не предполагающей оплату товара (то есть безвозмездно), его таможенная стоимость не может быть определена с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
Довод импортера о том, что, поскольку ввезенный товар (туалетная вода, духи, тестеры) не является взаимозаменяемым (цена товаров отличается из-за различного содержания в изделиях эфирных масел, в зависимости от емкости флакона и т.д.), не должен применяться метод определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с однородными товарами, не был принят во внимание ни представителями таможни, ни судьями.
Можно ли учесть в расходах стоимость тестеров парфюмерно-косметической продукции?
Как показывает практика, продавцов парфюма живо интересует вопрос о возможности признать в целях налогообложения стоимость тестеров парфюмерно-косметической продукции. В рамках данной статьи познакомим читателей с выводом судей на эту тему, сделанным в Постановлении АС МО от 18.01.2017 по делу N А41-23443/16.
Прежде всего отметим, что использование в магазине парфюмерии тестеров - не прихоть торгового предприятия, а исполнение возложенной на него обязанности. Так, согласно п. 55 Правил продажи отдельных видов товаров*(3) покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
Вопрос о том, можно ли признать в налоговых расходах стоимость тестеров, спорный, тем более если и торговому предприятию тестеры передаются безвозмездно.
Что предшествовало спору?
Торговая организация безвозмездно получала от иностранной компании рекламные материалы, в том числе тестеры парфюмерной продукции для использования в магазинах беспошлинной торговли в количестве и ассортименте, указанном в инвойсах (в частности, в инвойсах содержались ссылки: PROMOTIONAL GOODS, NOT FOR SALE ("рекламная продукция, не для продажи"), VALUE FOR GUSTOMS PURPOSES ONLY ("стоимость для таможни"). На основании инвойсов покупатель (российская организация) декларировал поступившие тестеры, на которые таможенным органом начислялись таможенные платежи.
В бухгалтерском учете торговой компании тестеры учитывались по таможенной стоимости. В налоговом учете поступившие тестеры отражались в составе внереализационных доходов, принимаемых для целей обложения налогом на прибыль также по таможенной стоимости.
По мере передачи тестеров в торговый зал организация их стоимость относила в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Позиция налогового органа
Налоговый орган признал неправомерным отнесение стоимости тестеров на расходы, так как они (по мнению проверяющих) не являются рекламной продукцией. Налоговики указали, что, поскольку налогоплательщик безвозмездно получил товарно-материальные ценности (то есть фактически по нулевой цене), он не вправе уменьшать налоговую базу на рыночную стоимость данного товара при его дальнейшем использовании.
Мнение судей
Суд последовательно анализировал положения налогового законодательства, в результате чего пришел к выводу, что торговая организация поступила правильно, отнеся на расходы затраты на приобретение тестеров. Доказательная база строилась на следующем.
В целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Имеющимися документами подтверждается, что тестеры фактически были получены налогоплательщиком, их рыночная стоимость (состоящая, в частности, из таможенных платежей) учтена в составе доходов по налогу на прибыль и обложена данным налогом. Далее произошло выбытие тестеров - использование в основной деятельности торгового предприятия (тестеры передавались в торговый зал для возможности ознакомления с ними покупателей). То есть, по мнению судей, факт уменьшения экономических выгод в результате выбытия имущества доказан.
Для справки. Понесенные организацией расходы документально подтверждены:
- в части приобретения тестеров - договором с иностранной организацией, инвойсами, товаросопроводительными документами, приходными ордерами и др.;
- в части рыночной стоимости тестеров - таможенной декларацией, платежными поручениями на уплату таможенных платежей;
- в части использования тестеров в основной деятельности предприятия - требованиями-накладными, актами на списание.
По мнению судей, понесенные торговой организацией затраты отвечают всем условиям признания их в составе расходов по налогу на прибыль, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Как правило, иностранные поставщики парфюмерно-косметической продукции помимо основных товаров (духов, туалетной воды) передают покупателям тестеры (последние чаще всего - безвозмездно).
Импортер при ввозе тестеров должен определить их таможенную стоимость в целях уплаты таможенных платежей. Нередко импортеры устанавливают такую стоимость методом 1 - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (например, за основу берутся данные о цене, содержащиеся в инвойсе). В статье на примере постановления АС УО мы указали, что, поступив так, организация может столкнуться с претензиями таможни, по мнению которой при получении декларируемого товара безвозмездно метод 1 определения таможенной стоимости применяться не может. Следствием такой ситуации будут корректировка таможенной стоимости и доначисление таможенных платежей.
Другой вопрос, с которым часто сталкиваются продавцы парфюма: можно ли учесть в целях налогообложения прибыли стоимость тестеров, переданных для использования в торговый зал, при условии, что поставщик их предоставил безвозмездно? Налоговики, конечно, могут настоять на том, что делать это неправомерно. В то же время существует положительная арбитражная практика на данный счет.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос на эту тему уже рассматривался на страницах нашего журнала - см. статью В.В. Никитина "Учет пробников в магазине парфюмерно-косметической продукции", N 8, 2016.
*(2) Утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"