Актуальные проблемы защиты прав предпринимателей при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Ф.Н. Багаутдинов,
заведующий кафедрой прокурорского надзора за
исполнением законов в оперативно-розыскной
деятельности и участия прокурора в
уголовном судопроизводстве Казанского
юридического института (филиала) Академии
Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук
Т.М. Нуриев,
старший прокурор отдела N 3 управления по
надзору за уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Республики Татарстан
Журнал "Законность", N 3, март 2017 г., с. 31-34.
Как свидетельствуют материалы прокурорского надзора, права и законные интересы предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса зачастую нарушаются в результате проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Указанное гласное оперативно-розыскное мероприятие представляет собой комплекс действий, включающих осмотр помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Обследование проводится в связи с наличием у оперативных служб информации о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ, которая не содержит достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Этот вид ОРМ в первую очередь направлен на борьбу с псевдопредпринимателями, занимающимися производством и сбытом различной фальсифицированной продукции (спиртосодержащей, пищевой), которая может быть опасной для жизни и здоровья людей. Обследование - наиболее эффективное средство противодействия указанным видам преступлений, обеспечивает своевременное изъятие из гражданского оборота незаконной продукции.
Например, в г. Казани сотрудниками УЭБ и ПК МВД по Республике Татарстан в ходе обследования было обнаружено подпольное производство и изъято свыше 27 тонн фальсифицированного мёда, который, согласно заключению эксперта, оказался опасным для жизни и здоровья людей. По результатам ОРМ в отношении группы лиц возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 238 УК РФ.
Вместе с тем статистика по Республике Татарстан свидетельствует о том, что лишь 10% проведённых обследований заканчиваются возбуждением уголовного дела.
В ходе обследования помещений, зданий, сооружений, в которых располагаются различные предприятия, как правило, происходит изъятие документов, компьютеров, оборудования, продукции, товаров. В результате деятельность предприятий парализуется на длительное время. Если в итоге уголовное дело не возбуждается, то изъятое имущество возвращается с большой задержкой, подвергается порче. Обращения по этому поводу в судебные органы, в силу длительности осуществления правосудия, оперативно не могут быть рассмотрены. В связи с этим важно устранение и предупреждение нарушений закона мерами прокурорского реагирования.
Как показывает практика, одним из наиболее типичных нарушений законодательства является несоблюдение оперативными сотрудниками требований п. 4.2 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (утверждённой приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199), предписывающего обязательное использование информации, полученной ранее в результате проведения предшествующих оперативно-розыскных мероприятий и относящейся к объекту обследования. Однако зачастую обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств проводятся на основании анонимных сигналов, непроверенной информации от негласного аппарата или по обращениям, имеющим признаки гражданско-правовых отношений, и поэтому заканчиваются, как правило, неподтверждением первоначальных данных либо выявлением лишь административных правонарушений.
Например, оперуполномоченным управления ЭБ и ПК МВД по Республике Татарстан на основании распоряжения проведено обследование помещения ООО "Зоотрейд" (зоомагазина). Основанием для проведения обследования послужила оперативная информация об использовании указанной организацией персональных компьютеров с установленными на них нелицензионными программными продуктами. При этом ранее в отношении этого ООО оперативно-розыскные мероприятия не проводились и, соответственно, у полиции не было информации, которая могла подтвердить либо опровергнуть сведения о противоправной деятельности его руководителей. По результатам обследования было установлено, что указанной организацией в деятельности используется лишь один персональный компьютер, на котором установлены лицензионные версии программных продуктов, т.е. первоначальная информация о противоправной деятельности не подтвердилась.
Следует отметить, что права предпринимателей, предприятий, организаций главным образом затрагивает обследование помещений, зданий, сооружений. Именно в них находятся офисы, цеха, склады и др. При этом обследование фактически содержит все признаки обыска с последующим изъятием документов, электронных носителей, продукции, товаров, оборудования.
Между тем проведение оперативно-розыскных мероприятий, включая получение компьютерной информации, которые ограничивают конституционное права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения. Это закреплено как в Конституции РФ, так и в УПК РФ, Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и, казалось бы, является аксиомой, не подлежащей обсуждению.
Но при проведении оперативно-розыскного мероприятия сотрудники полиции, ФСБ нередко изымают компьютеры, в которых и содержится та самая компьютерная информация, и происходит это без санкции суда.
Подчеркнём, что действующее законодательство не предусматривает получения согласия прокурора на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий либо уведомления прокурора об их проведении. Прокурор обязан осуществлять надзор за оперативно-розыскной деятельностью, но фактически он его осуществляет уже после проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, т.е. тогда, когда нарушения закона уже допущены.
В 2014 г. член Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. Лысков, депутаты Государственной Думы РФ А. Хинштейн, Э. Валеев, Н. Макаров предложили внести изменения в ст. 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", предусмотрев проведение гласного обследования в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также изъятие документов, предметов, материалов, необходимых для их деятельности, только после уведомления уполномоченного прокурора, а также возврат изъятого в течение 30 суток юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и проведение дальнейшего их удержания после уведомления уполномоченного прокурора.
Кстати, по данным авторов этого законопроекта, 97% обследований проводились в отношении предпринимателей, но результаты лишь 18% из них стали основанием для возбуждения уголовных дел. Причём по 41% мероприятий прокурорами были выявлены нарушения, число незаконных изъятий имущества, предметов и документов у хозяйствующих субъектов увеличилось на 72%, однако законопроект не был принят.
Поддерживая в целом идею, предлагающую предоставить прокурору возможность оценить законность и обоснованность оперативно-розыскного мероприятия ещё на стадии его подготовки, полагаем, что уведомительный порядок не в полной мере позволит своевременно предупреждать нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. В связи с этим предлагаем наделить прокурора полномочием по согласованию проведения гласного ОРМ в виде обследования, а также своим решением обязывать уполномоченные органы незамедлительно возвращать незаконно или необоснованно изъятое, предоставив этим органам право обжалования такого решения вышестоящему прокурору.
С учётом изложенного для более эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц предлагаем внести изменения в ст. 6 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Статью 6 дополнить следующим положением: "Проведение гласного оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств допускается с согласия уполномоченного прокурора.
Для решения вопроса о даче согласия на указанное оперативно-розыскное мероприятие орган, уполномоченный на проведение оперативно-розыскной деятельности, представляет уполномоченному прокурору для проверки законности и обоснованности указанного решения соответствующие материалы оперативно-розыскной деятельности.
Уполномоченный прокурор с момента представления материалов оперативно-розыскной деятельности обязан незамедлительно проверить их законность и обоснованность, после чего принять решение о согласовании либо отказе в даче согласия на проведение гласного оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Решение уполномоченного прокурора об отказе в даче согласия на проведение оперативно-розыскного мероприятия может быть обжаловано органом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскной деятельности, вышестоящему прокурору.
После проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в отношении субъекта предпринимательской деятельности, орган, уполномоченный на проведение оперативно-розыскной деятельности, не позднее трёх суток направляет уполномоченному прокурору копии документов, отражающих результаты проведенного оперативно-розыскного мероприятия, а также принятого по нему решения.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, проводит гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств без согласия прокурора, с обязательным последующим уведомлением уполномоченного прокурора в течение 24 часов. Уполномоченный прокурор в течение 48 часов с момента получения уведомления проверяет законность и обоснованность проведенного оперативно-розыскного мероприятия".
Часть 1 ст. 15 дополнить п. 6 следующего содержания:
"В случае выявления нарушений закона уполномоченный прокурор мотивированным постановлением возвращает изъятые документы, вещи, предметы законному владельцу. Постановление прокурора о возврате изъятого имущества является обязательным и подлежит незамедлительному исполнению органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Неисполнение требований прокурора, изложенных в постановлении о возврате изъятого имущества, влечет предусмотренную законом ответственность".
Соответствующие изменения должны быть внесены и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предлагаем исключить из ч. 3 ст. 1 этого закона норму, согласно которой его положения не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий; ч. 4 ст. 1 дополнить подпунктом следующего содержания: "при проведении оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Багаутдинов Ф.Н., Нуриев Т.М. Актуальные проблемы защиты прав предпринимателей при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Bagautdinov F.N., Nuriyev T.M. Pressing problems of protection of entrepreneurial rights in the course of operative and search activities
Ф.Н. Багаутдинов - заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Казанского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук
Т.М. Нуриев - старший прокурор отдела N 3 управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Татарстан
F.N. Bagautdinov - LLD., Chief, Department of Prosecutorial Supervision over Implementation of Laws on Operative and Search Activities and Participation of Public Prosecutors in Criminal Proceedings, Kazan Institute of Law (Branch), Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation
T.M. Nuriyev - Senior Public Prosecutor, 3rd Division, Department for Supervision over Criminal Proceedings, Operative and Search Activities, Public Prosecutor's Office of the Republic of Tatarstan
В статье сформулированы предложения о расширении полномочий прокурора при проведении оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.
The article proposed to extend the powers of a public prosecutor in the course of conduct of such an operative and search activity as in spection of premises, buildings, facilities, localities, transport vehicles.
Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия; полномочия прокурора; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; предпринимательская деятельность.
Keywords: operative and search activities; powers of a public prosecutor; inspection of premises, buildings, facilities, localities, transport vehicles; entrepreneurial activity.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.