Проблемы проведения судебно-медицинских экспертиз по искам о медицинских услугах ненадлежащего качества и пути их разрешения
Таким образом, в ходе рассмотрения судами гражданских дел рассматриваемой категории выявляются некоторые проблемные вопросы проведения и последующей оценки судебно-медицинских экспертиз.
Как отмечают Е.Х. Баринов, О.В. Родин, П.О. Ромодановский, А.В. Тихомиров, "медицинскими показателями обоснованности выводов судебно-медицинской экспертизы по гражданским делам о причинении вреда здоровью при оказании медицинских услуг являются: непротиворечие экспертных выводов правилам медицинской профессии, прочность оснований, однозначность в пределах исследования"*(3).
Надлежащему разрешению выявляемых практикой коллизионных вопросов может способствовать реализация некоторых мер как организационного, так и нормативно-правового порядка.
Во-первых, подлежит активизации внедрение в медицинскую практику ведения карт амбулаторного (стационарного) больного в электронном виде.
Так, согласно ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 50 от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"*(4), в 2014-2018 гг., кроме иных мероприятий, предусмотрено ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 407-ст утвержден Национальный стандарт РФ "Электронная история болезни. Общие положения. ГОСТ Р 52636-2006"*(5) (введен в действие с 1 января 2008 г.). Он предназначен для применения медицинскими организациями и учреждениями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением систем обязательного и добровольного медицинского страхования, другими медицинскими организациями различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи.
11 ноября 2013 г. за N 18-1/1010 Министром здравоохранения РФ утверждены "Основные разделы электронной медицинской карты".
Рядом арбитражных судов рассмотрены дела, связанные с использованием электронных историй болезни.
Так, согласно описательной части решения Арбитражного суда г. Москвы от 29 октября 2010 г. по делу N А40-76535/10-151-644 (далее - решение суда), ЗАО "Многопрофильная лечебная практика "_" обратилось с иском к ЗАО "_" о взыскании задолженности по договору на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию.
Ответчик считал, что истец должен был представить для подтверждения оказанных медицинских услуг не распечатки из электронных карт, а медицинскую документацию по форме N 025/у-04, предусмотренную приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255.
Как следует из описательной части вышеуказанного решения суда, "_суд признает несостоятельным довод ответчика о нарушении истцом условий Договора (не предусмотрена возможность ведения первичной медицинской документации в электронном виде) и наступившими вредными последствиями", иск полностью удовлетворен.
Из постановления Девятого арбитражного суда N 09АП-33523/2010-ГК от 26 января 2011 г. по делу по делу N А40-76535/10-151-644 (далее - постановления суда) по апелляционной жалобе ЗАО "_" на решение суда от 29 октября 2010 г., "_доводы апелляционной жалобы о невозможности ведения истории болезни в электронной форме не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения... национальный стандарт "Электронная история болезни. Общие положения" (ГОСТ Р 52636-2006) предназначен для применения медицинскими организациями_ различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи".
Согласно описательной части постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/2532-11 от 1 апреля 2011 г., вынесенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы ЗАО "_" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 октября 2010 г., "вступивший в силу 1 января 2008 года Национальный стандарт "Электронная история болезни. Общие положения" (ГОСТ Р 52636-2006) является первым в области медицинской информатики. Как правильно установили суды обеих инстанций, первичная медицинская документация ведется истцом в форме электронной истории болезни на основании ГОСТ Р 52636-2006".
В соответствии с определением коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ N ВАС-7521/11 от 5 июля 2011 г., "_довод заявителя _ обоснованный тем, что представленные в материалы дела компьютерные распечатки не являются традиционной медицинской документацией, и отсутствия у истца первичных медицинских документов вообще, касается доказательственной стороны спора, которая была предметом оценки судов всех инстанций".
Во-вторых, при рассмотрении судами гражданских дел по искам пациентов экспертные исследования преимущественно назначаются в бюро судебно-медицинских экспертиз.
Однако, согласно п. 2.1 и 2.2 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении Номенклатуры медицинских организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 13 сентября 2013 г. N 29950), центры и бюро судебно-медицинской экспертизы относятся к медицинским организациям особого типа, входящим в территориальную систему здравоохранения и подчиняющимся солидарному ответчику по такого рода делам - органу управления здравоохранением в данном регионе.
По мнению автора, подобная организационная связь не способствует повышению объективности экспертных исследований.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"*(6), граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены Положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством РФ. До настоящего времени данное Положение не принято.
Таким образом, практика назначения, проведения и оценки выводов судебно-медицинских экспертиз по делам о некачественной медицинской помощи свидетельствует о наличии ряда проблем, требующих скорейшего разрешения как на законодательном, так и на организационно-практическом уровне.