Налогообложение сделок с ценными бумагами, совершаемых в рамках
брокерских правоотношений
Отличительной чертой правового статуса и дополнительной обязанностью брокеров*(1) является выполнение возложенной на них государством функции налогового агента. В соответствии со ст. 214.1 НК РФ банк или инвестиционная компания, выступающие в качестве брокера, являются налоговым агентом клиента в отношении его доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, т.е. осуществляют исчисление, удержание с клиента и уплату в бюджет налогов по операциям, совершенным в рамках договора о брокерском обслуживании. Такие доходы традиционно представляются в виде положительной разницы от цены покупки и продажи того или иного финансового инструмента, премии по опционам, купонных выплат по облигациям. Функция налогового агента по общему правилу исполняется брокером в отношении клиентов, как резидентов (физических лиц, индивидуальных предпринимателей), так и нерезидентов (физических и юридических лиц).
Исполнение брокером обязанностей налогового агента в отношении
разных категорий инвесторов
Порядок налогообложения доходов физических лиц определен в главе 23 НК РФ. Для физического лица, совершающего операции c ценными бумагами, в том числе через брокера, вне зависимости от полноты и своевременности исполнения обязанностей по удержанию и перечислению налога налоговым агентом основные положения налогового законодательства сводятся к следующему:
самостоятельное исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 2 ст. 228 НК РФ);
обязательное представление в налоговый орган по месту своего учета налоговой декларации по итогам налогового периода, в котором совершались такие операции (п. 3 ст. 228 НК РФ), не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ);
указание в налоговой декларации всех полученных в налоговом периоде доходов, источников их выплаты, налоговых вычетов, сумм налога, удержанных налоговыми агентами, сумм фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, сумм налога, подлежащих уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ);
уплата налога по месту жительства в срок не позднее 15-го июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
При нарушении вышеуказанных положений налоговые органы вправе привлечь физическое лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 119 НК РФ):
непредставление налоговой декларации в установленный срок (в пределах 180 дней с даты установленного срока) - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
непредставление налоговой декларации в установленный срок (в течение более 180 дней по истечении установленного срока) - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня;
неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) - штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (а в случае умышленного характера действий по неуплате налога - штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора)).
В случае несвоевременной уплаты налога на сумму неуплаченного налога начисляется пеня в процентах (в размере действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ) за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Кроме того, налоговое правонарушение в виде уклонения от уплаты налогов может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 198 УК РФ.
По заявлению клиента - физического лица налоговые агенты выдают справки о полученных им доходах и удержанных суммах налога по форме 2-НДФЛ (п. 3 ст. 230 НК РФ), которые подготавливаются сотрудниками структурных подразделений бухгалтерского учета и отчетности брокеров.
Удержание и перечисление налоговым агентом налога (по ставке 13%) не освобождает физическое лицо от обязанности представлять налоговую декларацию по итогам налогового периода. В то же время, поскольку уплата налога на доходы произведена в полном объеме, физическое лицо может быть привлечено к ответственности лишь по ст. 126 НК РФ (за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Налог на доходы физических лиц рассчитывается за налоговый период - календарный год, при этом убытки одного года не уменьшают доходы другого года. По сделкам купли-продажи (торговым операциям) ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка налог рассчитывается или на дату вывода клиентом денежных средств с брокерского счета, или за налоговый период. Налог с дохода в виде накопленного купонного дохода (НКД) рассчитывается и уплачивается в бюджет либо в течение года при каждом погашении эмитентом НКД или при каждом выводе денежных средств, либо по итогам налогового периода.
Необходимо напомнить, что до 31 декабря 2006 г. физические лица при продаже ценных бумаг могли воспользоваться имущественным налоговым вычетом, который предоставлялся, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могли быть подтверждены документально. В соответствии с прежней редакцией подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по ценным бумагам, находящимся в собственности менее 3 лет, предоставлялся в размере 125 тыс. руб., 3 года и более - в сумме, полученной клиентом при продаже.
Налоговая база по торговым операциям с ценными бумагами формируется с учетом доходов и убытков (расходов) по совокупности сделок в рамках соответствующей категории ценных бумаг (обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). То есть доход по совокупности сделок в рамках одной категории ценных бумаг не уменьшается на убыток по совокупности сделок в рамках другой категории. Более того, не производится и взаимозачет финансового результата в рамках торговых операций, совершенных с ценными бумагами и инструментами срочного рынка (фьючерсами и опционами), за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ст. 214.1 НК РФ, т.е. по сделкам хеджирования.
Доход по торговым операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения отвечали требованиям, установленным для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму убытка, полученного в налоговом периоде, по торговым операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (абзац третий п. 4 ст. 214.1 НК РФ). Однако, если стоимость ценной бумаги при ее продаже оказывается ниже рыночной цены, рассчитанной с учетом предельной границы колебаний (20%), такой убыток для целей налогообложения не принимается (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).
Финансовый результат по торговым операциям определяется как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами. При отсутствии последних брокер рассчитывает налог со всей суммы реализации ценных бумаг.
Если у налогового агента есть документы, подтверждающие расходы клиента по приобретению, реализации и хранению ценных бумаг (различные брокерские и депозитарные комиссии, уплаченные клиентом), он ведет учет фактически произведенных затрат по выбранному им самостоятельно методу. Как правило, брокер согласно принятой внутренней учетной политике в целях налогообложения для списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг использует способ ФИФО или ЛИФО*(2).
Исчисленную сумму налога брокер обязан уплатить в бюджет в течение 1 месяца с даты окончания налогового периода (до 1 февраля) при наличии на брокерском счете клиента необходимого остатка денежных средств. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. О невозможности уплаты исчисленной суммы налога ввиду отсутствия денежных средств налоговый агент в течение 1 месяца с момента возникновения обязательств по уплате налога должен уведомить в письменной форме налоговый орган по месту своего учета (абзац восьмой п. 8 ст. 214.1 НК РФ). В этом случае клиент уплачивает налог по итогам налогового периода самостоятельно в порядке, установленном ст. 228 НК РФ. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога в соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ подлежат возврату после подачи последним соответствующего заявления.
Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, брокер представляет в налоговый орган по месту своего учета справку о доходах клиента - физического лица.
Физическое лицо, имеющее несколько брокерских счетов, открытых у разных брокеров, представляет в налоговый орган сводную декларацию, содержащую сведения по всем операциям в рамках открытых брокерских счетов, т.е. сведения из всех справок 2-НДФЛ, которые ему выдали налоговые агенты. Имеющиеся при этом доходы и убытки в рамках одной категории финансовых инструментов сальдируются. Переплаченная сумма налога подлежит возврату физическому лицу из бюджета на основании заявления.
В настоящее время выполнение брокером функции налогового агента по отношению к индивидуальным предпринимателям осуществляется схожим образом. Однако ранее, на протяжении длительного периода индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществлявшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ самостоятельно исчисляли суммы налога с доходов по операциям с ценными бумагами. То есть на организации, выплачивающие доходы индивидуальным предпринимателям, связанные с их предпринимательской деятельностью, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога не возлагались (п. 2 ст. 226 НК РФ). Подтверждением того, что операции с ценными бумагами осуществлялись в рамках предпринимательской деятельности клиента служили:
договор о брокерском обслуживании на рынке ценных бумаг, договор о депозитарном обслуживании с указанием, что клиент выступает в качестве индивидуального предпринимателя;
свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с указанием кодов видов экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(3), подтверждающая возможность совершения операций с ценными бумагами в рамках предпринимательской деятельности, с указанием кода 65.23.1 "Капиталовложения в ценные бумаги", кода 65.23.4 "Заключение свопов, опционов и других биржевых сделок".
Сами брокеры нередко требовали от клиента заявление о том, что операции по договору о брокерском обслуживании на рынке ценных бумаг осуществляются в ходе предпринимательской деятельности и клиент самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Однако впоследствии ситуация изменилась. Так, письмом Минфина России от 07.12.2006 N 03-05-01-04/328 было разъяснено, что в ст. 214.1 НК РФ установлен специальный порядок налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, где исчисление и уплата налога не зависит от того, осуществляет ли физическое лицо - получатель дохода торговые операции в качестве индивидуального предпринимателя или нет. Указанной статьей, в частности, предусмотрено, что налоговыми агентами признаются брокеры, совершающие операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика - физического лица. В этой связи брокер обязан исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять сумму налога на доходы физических лиц в бюджет в соответствии с положениями ст. 226 НК РФ независимо от статуса данных физических лиц. Согласно ст. 230 НК РФ на налоговых агентов также возложена обязанность по ведению учета доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, а также представлению в налоговый орган сведений об этих доходах.
Налогообложение доходов нерезидентов - физических лиц в рамках брокерского обслуживания осуществляется по ставке 30% со следующих видов доходов:
доходов от реализации ценных бумаг (акций и облигаций), а также производных от них финансовых инструментов;
накопленного купонного дохода по облигациям (по сделкам купли-продажи ценных бумаг, а также полученного при погашении от эмитента), кроме процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам СССР, РФ, субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления;
доходов от совершения срочных сделок с ценными бумагами.
Налог удерживается на каждую дату вывода клиентом денежных средств со своего брокерского счета, а также по окончании года - в срок до 31 января года, следующего за отчетным.
При налогообложении доходов нерезидентов - юридических лиц в рамках брокерского обслуживания применяются дифференцированные ставки:
доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций, - 24% (с разницы между полученными доходами от реализации таких акций или производных финансовых инструментов и документально подтвержденными расходами на их приобретение) и 20% (с общей суммы доходов от реализации таких акций или производных финансовых инструментов при невозможности подтвердить расходы на их приобретение документами);
накопленного купонного дохода по облигациям (по сделкам купли-продажи ценных бумаг, а также полученного при погашении от эмитента) - 0% (по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также облигациям государственного валютного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III); 15% (по государственным и муниципальным ценным бумагам, за исключением поименованных выше); 20% (по иным долговым обязательствам российских организаций любого вида);
доходов от совершения срочных сделок с ценными бумагами - 20%.
Налог удерживается на каждую дату вывода клиентом денежных средств со своего торгового счета.
В случае брокерского обслуживания нерезидентов важно учитывать порядок применения положений международных конвенций об избежании двойного налогообложения. Так, согласно п. 1 ст. 312 НК РФ пониженные ставки налога, предусмотренные в соответствующем международном договоре, применяются только в том случае, когда на дату выплаты дохода иностранной организации у налогового агента (российской организации) имеется подтверждение резидентства этой иностранной организации на территории той страны, с которой у РФ заключен международный договор.
Согласно положениям главы 25 НК РФ, а также Методическим рекомендациям по их применению*(4) такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства, иметь консульскую легализацию или содержать апостиль, предоставляться в оригинале или в виде нотариально заверенной копии и содержать указание на календарный год, на который подтверждается резидентство.
При заключении брокерских договоров с клиентами - иностранными банками предусмотрена упрощенная процедура подтверждения резидентства: для применения положений международных договоров достаточно наличия информации о банке в международных справочнике BIC*(5) или Bankers' Almanac*(6).
При отсутствии подтверждения резидентства иностранной организации на дату выплаты дохода российская организация (брокер) обязана удержать налог на доходы в полном размере.
Нормы налогового законодательства, затрагивающие интересы
инвесторов, и предложения по их корректировке
Акцент на различные аспекты налогообложения физических лиц в статье сделан не случайно. Дело в том, что данная категория налогоплательщиков представляет собой наиболее активную, массовую и перспективную часть инвесторов, от уровня налоговой дисциплины и финансовой культуры которой зависит во многом развитие отечественного рынка. Кроме того, физические лица являются наименее защищенными его участниками, как в области закрепленных для них налоговым законодательством возможностей, так и в том, что касается отстаивания своих прав в налоговых спорах.
В связи с этим необходимо отметить, что существующая фискальная политика государства в отношении операций на рынке ценных бумаг не идеальна и требует корректировки. В ряде случаев наблюдаются силлогизмы, пробелы в регулировании одних и тех же отношений у различных групп налогоплательщиков. Исходя из анализа норм законодательства о налогах и сборах, непосредственно затрагивающих интересы физических лиц - субъектов брокерских отношений, обращают на себя внимание те из них, что ограничивают права инвесторов.
Во-первых, сделка РЕПО, совершаемая с участием физического лица, в целях налогообложения его доходов рассматривается как две самостоятельные сделки купли-продажи ценных бумаг. Это порождает риск негативных налоговых последствий для инвесторов, так как вследствие применяемого на практике дисконтирования цены при неблагоприятной конъюнктуре рынка возможно получение материальной выгоды. Кроме того, даты исполнения первой и второй частей сделки РЕПО могут приходиться на разные налоговые периоды. Поэтому целесообразно дополнить главу 23 НК РФ нормами, аналогичными содержащимся в ст. 282 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Во-вторых, в подп. 4 п. 2 ст. 40 и подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ установлены нормы о пределах колебаний цен по совершаемым налогоплательщиком сделкам купли-продажи ценных бумаг и применяемых к ним особенностях определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды. Негативные налоговые последствия наступают при отклонении цены сделки более чем на 20% от рыночной цены. При этом налог с дохода в виде материальной выгоды, полученной при приобретении клиентом ценной бумаги, рассчитывается налоговым агентом в день приобретения ценной бумаги и уплачивается в бюджет на следующий день.
Наличие рассматриваемых норм трудно обосновать логически. По мнению автора, собственник имущества вправе самостоятельно определять цену продажи, а покупатель - цену покупки. Указанные же положения налогового законодательства, как представляется, противоречат конституционному принципу о свободе экономической деятельности, перемещения услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции (п. 1 ст. 8 Конституции РФ) и потому подлежат исключению.
В-третьих, вызывают вопросы нормы о недопустимости уменьшения дохода по совокупности сделок в рамках одной категории ценных бумаг на убыток по совокупности сделок в рамках другой категории, а также осуществления взаимозачета финансового результата в рамках торговых операций, совершенных с ценными бумагами и инструментами срочного рынка (фьючерсами и опционами). Получается, что у налогоплательщика может возникнуть обязанность по уплате налога по результатам одних сделок при наличии убытка по другим.
В-четвертых, брокер использует выбранный им в налоговом учете (без участия клиента) способ списания затрат (например, ФИФО или ЛИФО). Более того, он вправе изменять свою учетную политику без согласования с клиентом. Между тем использование того или иного метода может по-разному сказываться на налоговых последствиях при реализации клиентами ценных бумаг, особенно там, где финансовый результат будет зависеть от списания первых или последних по времени зачисления на балансовый счет второго порядка ценных бумаг этого выпуска.
По мнению автора, целесообразно предоставить клиентам право самостоятельного выбора применяемого к ним способа списания затрат, например путем направления соответствующего заявления в адрес брокера. При этом речь идет не об уходе от уплаты налога, а о законной его отсрочке.
В-пятых, при совершении сделок с финансовыми инструментами срочного рынка (фьючерсы, опционы) необходимо унифицировать порядок формирования налоговой базы по биржевым и внебиржевым контрактам с любыми базовыми активами. В основу должны быть положены действующие правила налогообложения для производных инструментов, базисным активом которых являются ценные бумаги.
В целом несовершенство законодательства о налогах и сборах проявляется не только в обозначенных проблемах. Сложности возникают у каждой группы налогоплательщиков, в том числе у не рассмотренных в статье резидентов - юридических лиц, которые самостоятельно осуществляют исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль в рамках операций по брокерскому счету. Между тем задачи формирования благоприятного налогового климата для участников финансового рынка и устранения существующих проблем в налогообложении операций с ценными бумагами и производными инструментами становятся первоочередными. Это следует из доклада ФСФР России "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы"*(7), в котором делается вывод о наличии возможностей для качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра, что невозможно без совершенствования налогообложения.
Поэтому одной из главных и действенных инициатив является уточнение порядка формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и участников рынка и снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки, т.е. возврат к применявшейся ранее практике налоговых вычетов.
При этом необязательно полностью освобождать инвесторов от налога на прибыль, ставку можно оставить на минимальном уровне 3-5%. Важно предусмотреть условия ее понижения в зависимости от срока владения ценными бумагами.
По мнению автора, реализация этих мер позволит вывести из офшоров большинство операций с российскими ценными бумагами, увеличить ликвидность рынка, будет способствовать стимулированию долгосрочных инвестиций в ценные бумаги российских эмитентов со стороны физических лиц, расширению спектра инструментов, обращающихся на российском рынке, а также перечня операций и оказываемых услуг, повысит интерес к инструментам срочного рынка, в целом создаст условия для развития организованного финансового рынка России.
Т.Ф. Мухаметшин,
кандидат юридических наук
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Брокером именуется профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность. Брокерской в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
*(2) Метод ФИФО (FIFO - First In First Out) - при выбытии (реализации) ценных бумаг на себестоимость выбывающих списываются вложения в соответствующее количество первых по времени зачисления на балансовый счет второго порядка ценных бумаг этого выпуска. Метод ЛИФО (LIFO - Last In First Out) - при выбытии (реализации) ценных бумаг на себестоимость выбывающих списываются вложения в соответствующее количество последних по времени зачисления на балансовый счет второго порядка ценных бумаг этого выпуска.
*(3) Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
*(4) Приказ МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 "Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций".
*(5) BIC (от англ. Bank Identifier Code) - банковский идентификационный код, разработанный Международной организацией по стандартизации (ISO); устанавливает универсальный метод идентификации финансовых организаций. Уполномоченным органом по регистрации кодов BIC является Международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей (SWIFT), она же несет ответственность за их присвоение и последующую публикацию. Применение BIC предусмотрено письмом Банка России от 20.04.2005 N 64-Т "О регистрации в SWIFT кредитных организаций".
*(6) The Bankers' Almanac является международным каталогом и общепризнанным источником информации обо всех зарегистрированных кредитных организациях и их филиалах в мире.
*(7) Документ опубликован на официальном сайте ФСФР России: www.fcsm.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru