Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету
"Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Приказом Минфина России от 26.05.2008 N 48н (регистрационный N 11749) утверждено ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах". Одновременно признано утратившим силу ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", утвержденное Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н.
Рассмотрим основные нововведения.
Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008 распространяется на все коммерческие организации (за исключением малых предприятий, которые не публикуют свою бухгалтерскую отчетность), а не только на акционерные общества, как было закреплено в ранее действовавшем документе (ПБУ 11/2000).
Под термином "связанные стороны" понимаются юридические и физические лица, способные оказать влияние друг на друга.
В п. 4 ПБУ 11/2008 эта категория конкретизируется.
Так, связанными сторонами признаются:
аффилированные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организации, осуществляющие совместную деятельность;
пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Считается, что одно юридическое и (или) физическое лицо получает контроль над другим юридическим лицом, когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:
в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом (п. 7 ПБУ 11/2008).
Таким образом, если одна организация не получает экономических выгод от другого юридического или физического лица, то отношений контроля первой над второй (ым) не возникает.
По мнению автора, это самая "щекотливая" норма ПБУ 11/2008, поскольку экономическая выгода не всегда может быть непосредственно исчислена как сумма поступивших средств или уменьшенных обязательств. В ряде случаев отношения экономической выгоды выражаются в более сложной форме, например, в получении преимуществ по поставкам в организацию товаров (комплектующих изделий, сырья, полуфабрикатов и т.п.), контроле над рынками сбыта другого лица.
В подобной ситуации многое зависит от уровня профессионального суждения специалистов бухгалтерских и других экономических служб организации, которые должны на основе всей совокупности имеющейся в их распоряжении информации сформировать список контролируемых юридических лиц (связанных сторон), своевременно вносить в него соответствующие уточнения.
Устанавливается, что значительное влияние над другим юридическим лицом может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств (п. 8 ПБУ 11/2008).
Увеличивается объем требований к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах (п. 10 ПБУ 11/2008). Так, дополнительно вводится информация:
об условиях и сроках осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма их расчетов;
о величине образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
о величине списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резервов по сомнительным долгам.
Вся информация должна раскрываться отдельно для каждой из групп связанных сторон:
основного хозяйственного общества;
дочерних хозяйственных обществ;
преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ;
зависимых хозяйственных обществ;
участников совместной деятельности;
других связанных сторон.
Вводятся требования к объему информации о размерах вознаграждений (краткосрочных и долгосрочных), выплачиваемых ответственным должностным лицам (руководителю, его замам; членам совета директоров и др.).
При этом краткосрочными вознаграждениями признаются суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты, а долгосрочными - суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты (п. 12 ПБУ 11/2008).
Вся информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку.
Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год. Поэтому все нововведения ПБУ 11/2008 организациям придется учесть начиная с 1 января 2008 г. (т.е. в какой-то мере задним числом) и накапливать соответствующую информацию в аналитическом бухгалтерском учете.
И.Н. Ложников,
директор Департамента методологии бухгалтерского учета
ЗАО "Эйч Эл Би Внешаудит"
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru