На основании решения суда я являюсь плательщиком алиментов двум несовершеннолетним детям в размере 1/3 всех видов заработка. За время судопроизводства была образована задолженность по уплате алиментов около 74 тыс. руб. Работодатель после получения судебного решения удерживал только задолженность 74 тыс. руб. до полного погашения этой задолженности, текущие алименты не удерживал. Далее удерживал только текущие алименты. В результате образовалась новая задолженность по алиментам. После выявления данного факта прокуратурой работодатель самостоятельно произвел перезачет: часть ранее удержанных сумм в счете задолженности 74 тыс. руб. зачел на текущие алименты того периода и якобы через 2 года возобновил погашение задолженности. Все перерасчеты работодатель производил самостоятельно без привлечения судебных приставов и обращения в суд. Мне и взыскателю алиментов никаких уведомлений и иных документов по указанному перезачету не направлялось. Сумма новой задолженности, рассчитанная работодателем и указанная в письме в прокуратуру, не совпадает с суммой задолженности, которую работодатель удержал фактически. Мировой и районный суд, а также областной суд сделали выводы, что иск работника к работодателю о неправомерном удержании алиментов из заработной платы работника, признании незаконными действий работодателя по расчету вновь образованной задолженности по исполнительному листу и вышеуказанным перезачетам является трудовым спором, так как удержания производятся из заработной платы. На основании чего работодатель имеет право самостоятельно рассчитывать сумму образованной задолженности по исполнительному листу с фиксированной долей удержания (1/3 от всех видов заработка); производить перезачет одних обязательств по исполнительному документу другими обязательствами; лишить работника права, предоставленного ему ст. 119 СК РФ, на освобождение от уплаты задолженности по алиментам, образованной не по вине должника? Какими документами работодатель должен оформить указанный перезачет? Обязан ли работодатель ознакомить работника с тем, что им произведен перезачет и на каком основании это сделано? Обязан ли работодатель указать в расчетном листке на каком основании через 2 года начал производить удержания дополнительно к текущим алиментам либо достаточно указать "удержания по исполнительному листу" и работник должен сам догадаться по какому исполнительном листу производятся удержания и что удержания производятся в рамках произведенного перезачета алиментов? Каким образом можно доказать в суде, что удержание по алиментам за один из месяцев составило 4% от заработной платы вместо установленных 33,3%, если в суде работодатель предъявляет расчетный листок (в котором начисленная зарплата 20 тыс. руб., алименты 0,7 тыс. руб.) и акт проверки судебных приставов, что никаких нарушений у работодателя нет? Суд не может принять самостоятельного решения о том, что 0,7 тыс. рублей не является 33,3% от 20,0 тыс. руб. Судьям области для этого требуются какие-то дополнительные доказательства. Решением суда акт проверки приставов нельзя признать незаконным, так как он фиксирует обстоятельства, установленные при проверке.
Данный ресурс создан для оперативного консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан производить удержания из заработной платы работника только в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе на основании судебного акта о взыскании алиментов. При этом работодателю следует руководствоваться положениями ст. 138 Трудового кодекса РФ об ограничении размера удержаний из заработной платы (см. Правовое обоснование).
Трудовым кодексом РФ не определены документы, которые работодателю необходимо оформлять при перезачете выплат.
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Консультирование граждан по иным вопросам исполнения судебных актов не входит в компетенцию Роструда.
Вам следует обратиться в Министерство юстиции РФ.
Если Вы считаете, что Ваши трудовые права нарушены, Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
На основании ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
В соответствии с ч. 1 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Как следует из ст. 109 СК РФ администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.
Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.
Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.
Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Как следует из подп. 1 п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет, в том числе функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ).
Иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", апрель 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.