Проблемы использования товарных знаков в сети "Интернет"
С.В. Кравцова,
студентка 4 курса юридического факультета
ФГОБУ ВО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 2, апрель-июнь 2016 г., с. 136-139.
Стремительное развитие Интернета, обусловленное такими его свойствами, как простота подключения, доступ к информации пользователей во всем мире, разнообразные цели использования, породило проблемы, связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Появилось большое число нарушений прав в этой области, вызванных коммерческим использованием сети. Поскольку одним из средств индивидуализации товаров, работ и услуг в предпринимательской деятельности является товарный знак, то и случаи нарушений, связанных с данным объектом исключительных прав в Интернете, весьма многочисленны.
Сегодня доменное имя выступает способом использования товарного знака и наименования места происхождения товара в сети "Интернет". Доменное имя закреплено в статьях ч. 4 Гражданского кодекса РФ, а именно в ст. 1484 "Исключительное право на товарный знак".
Для признания факта нарушения исключительного права правообладателя необходимо установить, является ли используемое в Интернете обозначение тождественным или сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком.
Правилами регистрации доменных имен установлено, что, поскольку регистратор не вправе отказать в регистрации выбранного пользователем доменного имени на основаниях, не предусмотренных этими правилами, пользователь (администратор) самостоятельно несет ответственность за выбор доменного имени и за возможные нарушения прав третьих лиц.
Таким образом, риск выбора доменного имени, нарушающего исключительные права на товарный знак, целиком ложится на плечи пользователя (администратора) домена.
В данном случае будет не лишним проверить наличие зарегистрированного товарного знака в базе зарегистрированных и заявленных на регистрацию товарных знаков, что позволит сократить количество смешений товарных знаков и доменных имен в судебной практике.
Ярким примером смешения товарного знака и доменного имени выступает дело известного часового бренда, правообладателя товарного знака "SWATCH" к администратору доменного имени "www.swatch.ru" [3].
В данном деле товарный знак и доменное имя тождественны до степени смешения; в таком случае суды приходят к выводу, что регистрация ответчиком доменного имени, включающего обозначение, идентичное товарному знаку истца, рассматривается арбитражными судами как нарушение исключительных прав на его товарный знак.
Существует проблема, связанная с упоминанием чужого товарного знака как на упаковке товара, так и в сети "Интернет". Например, часто на лекарственных препаратах помещают рекомендацию не употреблять один лекарственный препарат без другого или не принимать данный препарат при приеме какого-либо лекарственного средства. В таком случае упоминается чужой товарный знак. Важно отметить, что в данном случае упоминание не является рекламой и заимствованием товарного знака.
Подтверждением данной позиции служит судебное дело о витаминах D и E. На упаковке с витаминным комплексом было написано: "Повышенное содержание витамина Е снижает количества витамина D в организме". Следовательно, прием этих двух витаминов одновременно нецелесообразен для организма.
В данном случае такое упоминание обеспечивает правильность приема курса витаминов, не дискредитирует витамин Е, не рекламирует данный витамин и не нарушает права на чужие товарные знаки.
Еще одним примером упоминания товарного знака является дело "Дискадор". В данном деле генеральный директор "Сибсельмаш-Спецтехника" упомянул в своей речи товарный знак "Дискатор". Речь генерального директора позже была опубликована на официальном сайте. В данной речи директора не было заимствования товарного знака или рекламы чужого товарного знака [4].
Данное дело прошло полный круг судебных инстанций, прежде чем суд сформировал позицию в данном деле.
В соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть использовано для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака. По смыслу указанной нормы словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака.
Судебная практика складывается противоречиво и в случае, если у владельца доменного имени нет прав или законных интересов в отношении его. Так, одним из примеров может служить дело, в котором компания "Алибаба Групп Холдинг Лимитед" обратилась в арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к "Холмрук Лимитед" с требованием о запрете ответчику использования товарного знака и фирменного наименования ALIBABA в доменном имени alibaba.ru в Интернете и об обязании передать истцу права администрирования доменного имени. Удовлетворяя требования истца, суд квалифицировал действия ответчика как злоупотребление правом, поскольку в момент рассмотрения дела ответчик являлся владельцем более 300 доменных имен [1].
Вместе с тем судебная практика имеет примеры и другой оценки судами действий ответчиков.
Материалами дела установлено, что ООО "Максимус" (истец) является правообладателем комплексного товарного знака. Указанный товарный знак включает словесно-графическое изображение BALTMAXIMUS ООО "Магазин Техники 10", ответчик зарегистрировал доменное имя "балтмаксимус.рф" [2]. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, исходили из недоказанности истцом в действиях ответчика акта недобросовестной конкуренции, поскольку регистрация домена не препятствовала истцу использовать свой товарный знак в предпринимательских целях по зарегистрированным классам МКТУ, не создавала смешения в отношении предприятий, не вводила в заблуждение потребителей. Истец использовал аналогичное доменное имя, написав его латинскими буквами.
Кроме того, важной проблемой является защита товарного знака в сети "Интернет", так как решение суда не препятствует повторному нарушению товарного знака. Например, было рассмотрено дело известного часового бренда "RADO" к интерент-сайту под доменным именем "rado-store.ru" [5]. С данного сайта продавались подделки, копии известного бреда, при этом название интернет-сайта тождественно до степени смешения с товарным знаком.
Естественно, суд установил факт смешения товарного знака и доменного имени. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные товарные знаки тождественны, схожи по звучанию, написанию, полному вхождению одного обозначения в другое. Суд пришел к выводу, что действия ответчика подлежат классификации в качестве "недобросовестной конкуренции".
По решению суда данный сайт должен быть удален. Но до сих пор мы можем обнаружить сайт rado-store.ru в Интернете с продажей копий, аналогов известного бренда. К тому же, кроме данного сайта, существует множество других сайтов, не имеющих тождественного названия доменного имени с товарным знаком, но содержащих копии аналогии продукции товарного знака "RADO".
При стремительном распространении интернет-технологий отследить появление заимствования и смешения товарных знаков и доменных имен сложно. Очень быстро на смену удаленному сайту приходит новый, с аналогичным названием. Такая цепочка возникновения бесконечна, как и фантазия администраторов сайта.
Я думаю, что для решения данной проблемы необходимо установить ответственность администратора сайта за размещенную информацию, ужесточить ответственность администратора домена, предусмотренную Федеральным законом N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Необходимо добросовестно использовать доменное имя. Российские суды часто, обосновывая свою позицию, говорят о том, что регистрация доменного имени препятствует правообладателю размещать информацию о себе с использованием товарного знака в сети "Интернет".
В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 06.12.2013 по делу N А12-32002/2012 отмечено, что ответчик является администратором домена второго уровня zil.ru. Полагая, что использование предпринимателем обозначения ЗИЛ, выполненного в латинской транслитерации, путем администрирования доменного имени zil.ru без согласия правообладателя является нарушением его исключительных прав на товарный знак, истец обратился в суд за защитой своих прав. Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что действия ответчика по использованию в доменном имени zil.ru обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками ЗИЛ, принадлежащими истцу, подлежат квалификации в качестве акта недобросовестной конкуренции, создают препятствия компании для размещения информации о ней и ее товарах с использованием данного товарного знака в названном домене российской зоны сети "Интернет" и нарушают исключительное право истца.
Таким образом, можно заметить разнообразие судебной практики, связанной с доменным именем и товарным знаком. Если ранее суды исходили из того, что использование в доменном имени названия, схожего с названием товарного знака, не может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции, то в настоящее время, как мы видим из сложившейся практики Суда по интеллектуальным правам, подобное использование чревато тем, что суд будет рассматривать его как нарушение исключительных прав на товарный знак. Безусловно, с развитием сети "Интернет" сохранить исключительные права на товарный знак все сложнее, и количество подобных дел со временем будет только расти, и когда-нибудь суды придут к единообразному толкованию данного вопроса, но в настоящее время четкого ответа на него не существует, а сложившаяся практика весьма неоднородна.
Список литературы:
[1] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 20.05.2014 по делу N А40-102183/13.
[2] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2012 по делу N А21-4371/2011.
[3] Решение от 13 октября 2010 г. по делу N А41-22989/2010.
[4] Решение арбитражного суда по делу N А45-15761/2008-8/270.
[5] Решение арбитражного суда делу N А40-120760/13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кравцова С.В. Проблемы использования товарных знаков в сети "Интернет"
Kravtsova S.V. Problems of use of trademarks in the Internet network
С.В. Кравцова - студентка 4 курса юридического факультета ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
S.V. Kravtsova - student of Faculty of Law Financial University, Moscow, Russia
Рассматриваются понятие и правовой режим использования товарного знака в сети "Интернет". Значительную часть дел, связанных с защитой права на товарный знак, составляют споры о незаконном использовании товарного знака, в том числе, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В данной статье рассмотрен вопрос о правомерности использования товарного знака в доменном имени другого лица.
We consider the concept and the legal regime of trademark use on the Internet. A significant part of the cases related to the protection of trademark rights, make arguments about the illegal use of the trademark, including the information and telecommunication network Internet. This article will consider the legality of the use of the trademark in the domain name of another person.
Ключевые слова: сеть "Интернет", интернет-сайт, домен, доменное имя, система доменных имен, средства индивидуализации, правовой режим, товарный знак.
Keywords: Internet, website, domain, domain name, the domain name system, means of individualization, the legal regime of the trademark.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни