К вопросу о сроках действия исключительных прав на произведения
А.В. Кузовлева,
студентка 4 курса юридического факультета
ФГОБУ ВО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 2, апрель-июнь 2016 г., с. 140-144.
За последние несколько десятилетий в России и бывшем СССР неоднократно менялись сроки действия исключительных прав на авторские произведения, причем соответствующие изменения законодательства предусматривали различные варианты применения новых сроков к произведениям, созданным до внесения изменений. Это повлекло за собой возникновение определенных правоприменительных проблем.
Сегодня в соответствии со ст. 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исключительное право на произведение по-прежнему имеет срочный характер: действие исключительного права начинается с момента создания объекта авторского права и действует, по общему правилу, "в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора"*(1).
Исключения из общего правила исчисления сроков действия исключительных прав законодатель связывает с такими обстоятельствами, как создание произведения в соавторстве, обнародование произведения анонимно или под псевдонимом, обнародование произведения после смерти автора. Иные правила исчисления сроков действуют и для произведений авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Если же автор работал во время Великой Отечественной войны (то есть с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.) или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года [3].
В силу абз. 1 ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), содержащиеся в ст. 1281 ГК РФ нормы применяются только к тем произведениям, которые были созданы после введения в действие четвертой части ГК РФ. Таким образом, для применения положений ст. 1281 к авторским произведениям, созданным до 1 января 2008 г., необходимы специальные нормы. Это, во-первых, абз. 3 ст. 5 Вводного закона, в соответствии с которым "права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса"; и, во-вторых, заслуживающая особого внимания ст. 6 вышеупомянутого Закона, согласно которой сроки охраны прав, предусмотренные, в том числе, в ст. 1281 ГК РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г.
Сразу нужно отметить, что указанная выше формулировка ст. 6 Вводного закона оказалась довольно неудачной, поэтому требовала разъяснения и конкретизации. В.Ю. Бузанов справедливо отмечает: "Непонятно, о каком 50-летнем сроке действия авторского права, который мог истечь к 1 января 1993 г., идет речь, если до 3 августа 1993 г. такого срока просто не существовало (произведения охранялись в течение 15 или 25 лет p.m.)" [1]. При этом в этой части судебную практику нельзя назвать противоречивой: суды применяют переходные положения ст. 6 Вводного закона путем придания обратной силы пятидесятилетнему сроку действия, который был введен с 3 августа 1993 г. Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" [6].
В 2009 г. было издано Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление 5/29), п. 3 которого закрепил следующее: "...если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ".
К настоящему времени судебная практика применения вышеуказанных норм в целом устоялась: суды признают, что ст. 6 Вводного закона предусматривает восстановление сроков действия исключительных прав на произведения, авторы которых умерли в 1943 г. и позже. Вместе с тем ряд второстепенных вопросов оставались неурегулированными, например, возможно ли (и при каких условиях) применение этой нормы к произведениям авторов, умерших не в 1943 г., а ранее.
Ответ на указанный вопрос был дан в Постановлении Президиума ВАС РФ по делу о незаконном использовании в 2008 г. авторских произведений писателя А.Р. Беляева ("Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Слепой полет", "Остров погибших кораблей", "Вечный хлеб", "Человек, потерявший лицо") [8].
На момент смерти автора (1942 г.) законодательством был предусмотрен пятнадцатилетний срок охраны авторских прав, считая с 1 января года смерти автора [7]. Следовательно, исключительные права на произведения А.Р. Беляева прекратили действовать 31 декабря 1956 г. и длительное время оставались неохраняемыми в связи с тем, что все последующие изменения законодательства об авторском праве хотя и увеличивали срок действия исключительных прав на авторские произведения, но не предусматривали никаких случаев восстановления сроков охраны авторских прав на произведения, созданные до введения в действие соответствующих норм законов.
С учетом того, что речь шла об использовании произведений А.Р. Беляева в 2008 г. (т.е. после введения в действие в действие четвертой части ГК РФ), подлежали применению положения ст. 1281 ГК РФ, в силу которых факт работы автора произведения во время Великой Отечественной войны увеличивает срок действия исключительного права на четыре года. К произведениям А.Р. Беляева это правило применимо: как следует из материалов дела, писатель являлся сотрудником газеты "Большевистское слово" вплоть до трагической гибели (06.01.1942 г.) на оккупированной территории. Таким образом, срок действия авторского права А.Р. Беляева подлежит исчислению с 01.01.1943 г. и истекает 31.12.1997 г., поскольку исчисляется не по общему правилу, а с учетом исключения, предусматривающего увеличение общего срока на четыре года. На основании вышесказанного, несмотря на то, что А.Р. Беляев умер до 1943 г., с 01.01.2008 г. срок действия исключительного права на произведения писателя был восстановлен и, в силу положений ст. 1281 ГК РФ и ст. 6 Вводного закона, будет действовать до 31 декабря 2016 г.
Вместе с тем следует учитывать, что восстановление срока действия исключительных прав на "старые" произведения и соответственно срока их охраны не означает, что эта охрана вообще не прекращалась. Так, согласно п. 3 Постановления 5/29, "действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой ГК РФ произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и соблюдавших положения статьи 28 Закона об авторском праве, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ".
Эта позиция понятна и в полной мере находит отражение в судебной практике. М.А. Булгаков, автор романа "Мастер и Маргарита", умер в 1940 г. Однако роман впервые был опубликован после смерти писателя (в 1966-1967 гг.). Следовательно, в соответствии с нормами действующего законодательства исключительные права на это произведение действуют до 2037 г. При этом, как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 2 июля 2008 г. N КГ-А40/5760-08, использование романа "Мастер и Маргарита" для создания одноименного кинофильма (31 декабря 1992 г.*(2)) не может считаться нарушением авторского права: "...поскольку при создании сценариев фильма, а также самого фильма авторские права. наследников Булгакова М.А. нарушены не были в связи с истечением сроков правовой охраны (до 3 августа 1993 г. роман находился в общественном достоянии), фильм "Мастер и Маргарита" является самостоятельным объектом правовой охраны и может использоваться истцом без согласия третьих лиц".
Дополнительные сложности возникают в связи с определенными особенностями некоторых категорий произведений. Например, ст. 1281 ГК РФ предусматривает специальный порядок исчисления сроков для произведений, созданных в соавторстве (коллективные произведения): они охраняются в течение 70 лет после смерти последнего соавтора. Причем данное правило применяется к любому коллективному произведению независимо от того, образует ли оно одно неразрывное целое (неделимое соавторство) или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение (делимое соавторство) [9]. Так как в настоящее время остается нерешенным вопрос о квалификации песни как коллективного произведения, возникают проблемы и с применением к ней правил об исчислении сроков. Примером может быть дело, в рамках которого судом решался вопрос о законности аранжировки мелодийной основы песни композитора Б. Песня рассматривалась не в качестве коллективного, а в качестве составного произведения с различными сроками действия исключительных прав в отношении каждой составляющей его части: "Определяя срок действия авторского права на мелодию, суд принял за точку отсчета год смерти композитора (1939 г.), а не поэта (1964 г.), сделав вывод, что к моменту инструментальной обработки мелодии (аранжировки) она уже не охранялась авторским правом" [1].
Подводя определенный итог, можем сказать, что в настоящее время проблема охраны "старых" произведений разрешается в соответствии с положениями ст. 6 Вводного закона. Судебная практика применения указанной нормы сложилась довольно единообразно при том, что само по себе исчисление сроков действия исключительных прав на авторские произведения представляет очень непростую задачу. Кроме того, решая вопрос о том, подлежат ли в настоящее время охране исключительные права авторов "старых" произведений, суд, помимо условия о сроках, должен принимать во внимание и другие условия их охраняемости, в частности наличие наследников (поскольку выморочные имущественные права прекращаются [2]). Необходимо учитывать и вопросы международного частного права: гражданство автора на момент создания произведения, место первого обнародования произведения и др. [2, 5].
Список литературы:
[1] Бузанов В.Ю. Авторское право: сага о сроках // Журнал российского права. 2014. N 6.
[2] Гаврилов Э. Судебная практика по авторскому праву // Хозяйство и право. 2012. N 4.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015), ст. 1281 // Российская газета. 2006. N 289.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 1151 и 1283.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 1256.
[6] Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", ст. 27 (первоначальная редакция) Разд. IV Основ 1991 г. "Авторское право" действовал на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г. до 3 августа 1993 г. // Российская газета. 1993. N 147.
[7] Основы авторского права (утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г.), ст. 5.
[8] Постановление Президиума ВАС РФ Федерации от 4 октября 2011 г. N 4453/11.
[9] Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах". п. 35 // Российская газета. 2006. N 137.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Некоторые авторы обращают внимание на неудачность указанной формулировки. Так, К.М. Гаврилов задает закономерный вопрос: "Если семьдесят лет исчисляются всегда с 1 января первого года этого семидесятилетнего срока, а до этого исключительные права действовали "в течение жизни автора", то есть вплоть до даты его смерти, то действует ли исключительное право непосредственно после смерти автора и до 31 декабря года смерти автора, если, разумеется, автор не умер 31 декабря?" Исходя из грамматического толкования нормы ст. 1281 ГК РФ исключительное право в указанный период не охраняется, однако в действительности перерыва в сроке охраны не происходит.
*(2) В соответствии с закрепленным в Постановлении Правительства РФ от 29.05.1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 03 августа 1992 года", подходом датой создания аудиовизуального произведения признается дата окончания производства такого произведения, под которым понимается окончание съемки аудиовизуального произведения. Таким образом, фильм "Мастер и Маргарита" был создан 31.12.1992 г. (дата окончания съемочного периода).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кузовлева А.В. К вопросу о сроках действия исключительных прав на произведения
Kuzovleva A.V. To the question of exclusivity period
А.В. Кузовлева - студентка 4 курса юридического факультета ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
A.V. Kuzovleva - student of Law Faculty Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Статья посвящена рассмотрению и анализу проблемных вопросов о сроках действия исключительных прав на авторские произведения на основе законодательства и судебной практики.
The article is devoted to review and analysis of problematic questions about the exclusivity period based on the copyright laws and court decisions.
Ключевые слова: авторское право, автор, срок действия исключительных прав.
Keywords: copyright, author, exclusivity period.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни